Ко дню окончания блокады Ленинграда в Российской государственной библиотеке решили напомнить, что в те трагические дни в городе продолжали работать и творить. Одними из таких ленинградцев были члены общества художников-сатириков "Боевой карандаш".
Этот творческий кружок появился во время советско-финской войны: первый плакат был новогодним поздравлением советским воинам, сражавшимся на Карельском перешейке. Тогда же сложился узнаваемый логотип "Боевого карандаша", воплотивший знаменитые стихотворные строки Владимира Маяковского: "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо": на фоне палитры выступает заострённый карандаш. Когда во время Великой Отечественной войны художественный кружок возобновил работу, то логотип дополнили изображением винтовки. Именно в осаждённом городе сложился творческий метод, сохранившийся в работах артистического союза и в послевоенные годы.
Экспозицию сегодня решили открыть в стенах Российской государственной библиотеки не случайно: ведь именно здесь в конце 1943 года прошла первая отчётная выставка плакатов "Боевого карандаша".
Именно в военные годы в объединение вошли ленинградские художники разных специализаций – графики и живописцы: Иван Астапов, Георгий Верейский, Владимир Гальба, Анатолий Казанцев, Валентин Курдов, Николай Муратов, Юрий Перов, Николай Тырса.
Плакаты в блокадном городе печатались в литографской мастерской вручную, поскольку электричества часто не было. Небольшие по формату листы размещали в закрытых и незначительных по площади помещениях – бомбоубежищах, блиндажах, госпиталях.
После войны "Боевой карандаш" самораспустился, но в 1956 году снова возобновил работу. В него пришли молодые художники, которые скоро стали известными: Владислав Кюннап, Владимир Меньшиков, Матвей Мазрухо, Фёдор Нелюбин, Дмитрий Обозненко, Виктор Травин. Теперь художники высмеивали пороки мирного времени, характерные для сатиры советских лет: хамство, тунеядство, халатность, бюрократизм, бесхозяйственность. Коллектив работал на базе издательства "Художник РСФСР" в Ленинграде до 1990 года.
– Работы "Боевого карандаша" соединяли смелый политический плакат и меткое стихотворное высказывание, – рассказывает Metro заведующая отделом изоизданий Российской государственной библиотеки Любовь Родионова. – Это была массовая форма советской агитационной графики на стыке плаката, лубка и эстампа. Хотя графические приёмы и стиль менялся, работы "Боевого карандаша" всегда отличала глубокая человечность образов и доступность художественного языка. Все работы объединяют оптимистичный взгляд и стремление смехом победить любые проблемы.
На выставке в библиотеке показывают работы "Боевого карандаша" 1960–1970-х годов, периода наиболее активного развития объединения. В это время ряды "карандашистов" насчитывали более пятидесяти ленинградских сатириков. За эти десятилетия было создано свыше 1300 плакатов, общий тираж которых превысил 7 миллионов экземпляров. На выставках плакаты "Боевого карандаша" мирного времени показывают очень редко.
– Сатира – это острый и актуальный ответ на некую ситуацию, поэтому нередко карикатурные образы быстро устаревают и становятся непонятны зрителям по прошествии времени, сохраняя свою ценность только как документ эпохи, – говорит Любовь Родионова. – Этого нельзя сказать про плакаты "Боевого карандаша": многие из них, являясь блестящими художественными произведениями, поражают узнаваемыми архетипическими образами и ситуациями, правдивостью и смелостью.