В фондах Российской государственной библиотеки хранится более 5 тысяч плакатов, созданных в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. География издательств, где их печатали, включала не только Москву и Ленинград, но и Душанбе, Иваново, Нальчик, Саратов, Свердловск, Симферополь, Ташкент, Уфу, Челябинск, Хабаровск. Все эти города приняли на себя важную миссию помощи эвакуированным жителям, здесь открылись перемещённые из столиц промышленные предприятия и типографии. Удивительно, но значительная часть плакатов поступила в фонд библиотеки именно в войну, преодолевая расстояния и опасности военного времени.
Конечно, подавляющее большинство плакатов было о фронте, но были и те, что рассказывали о жизни тыла.
– Работа в тылу поддерживала воюющих на передовой, – рассказывает Metro заведующая отделом изоизданий Российской государственной библиотеки Любовь Родионова. – Сюжетами плакатов стали сбор денежных средств на военные нужды, обеспечение бойцов тёплыми вещами, донорство, поддержка семей фронтовиков. Запечатлены в них и правила жизни в тыловых условиях, призывающие бережно относиться к ресурсам, соблюдать порядок поведения во время авианалётов, обезвреживать зажигательные бомбы, использовать затемнения жилищ и так далее. Плакаты призывали оказывать помощь осиротевшим детям и людям, потерявшим жильё и имущество, присоединяться к восстановлению освобождённых городов и сёл.
Имена мастеров плаката сегодня знакомы только специалистам и коллекционерам этого жанра, но среди тех, кто рисовал сюжеты о жизни тыла, выделяются несколько художников.
Например, родившаяся в дворянской семье Нина Ватолина (1915–2002) стала вместе со своим мужем, художником Николаем Денисовым, автором плаката, который знают и сегодня – "Не болтай!". Другая её известная работа — "Фашизм — злейший враг женщин. Все на борьбу с фашизмом!" После войны художница продолжила заниматься социальным плакатом, создав цикл работ на темы детства, школы, пионерии, материнства.
Виктор Иванов (1909–1968) создал за свою жизнь более 300 плакатов, 100 из которых – во время войны в соавторстве со своей женой, художницей Ольгой Буровой. Плакаты Иванова напоминают жанровые картины военного времени, но благодаря лаконичности, в том числе и цветовой, всё же остаются плакатами. На выставке можно увидеть его работу "Колхозники! Восстановление дорог и мостов – наш долг перед родиной!"
Художник Василий Ёлкин (1897–1991) воевал на фронтах Первой мировой, а потом учился у известного художника и гравёра Василия Фаворского. В 1934 году его заподозрили в антисоветской пропаганде и дали 3 года лагерей, где он тоже продолжил рисовать – как и затем в войну. А после неё даже открыл школу рисования.
Виктор Корецкий (1909–1998) в войну нарисовал свыше 40 плакатов, самым известным из которых стал "Воин Красной армии, спаси!". Его творческий метод очень узнаваем: он использовал приёмы конструктивизма и придумал собственную фотомонтажную форму плаката. Его творческий путь был очень долгим: он рисовал плакаты с 1931 года и практически до прекращения существования СССР.
Владимир Серов (1910–1968) во время Великой Отечественной войны возглавил Ленинградский Союз художников и направил всю его работу на военно-политическую агитацию. Уже 26 июня 1941 года на улицах Ленинграда был расклеен плакат художника "Били, бьём и будем бить!".
Кроме известных художников, для создания плакатов привлекали много малоизвестных графиков — их работы тоже есть на выставке.
– Вероятно, поэтому многие плакаты отмечены определённой наивностью и простотой художественной композиции, – рассказывает Metro заведующая отделом изоизданий Российской государственной библиотеки Любовь Родионова. – Эти особенности искупаются искренностью, глубокой человечностью и убедительностью образов, среди которых преобладают изображения женщин, стариков и детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, но не сломленных. Основной темой большинства плакатов является мужество и стойкость людей, своим ежедневным упорным трудом преодолевающих тяготы жизни вдали от сражений, на полях другого фронта, кующего победу.