– Давай быстрее, опаздываем! Кисточки не потеряй! – крикнула на бегу одна девочка другой.
– Бегу! Держу! – мимо пронеслись школьницы в серых фартучках, в руках крепко сжимая кисточки, как высшую драгоценность. Следом спешили и другие девочки и мальчики.
– У вас здесь художественная студия? – спрашиваю Николая Лившица, представителя музея. – Да, много занятий для школьников, надеюсь, скоро запустим занятия по мстёрской лаковой миниатюре. Пойдёмте на второй этаж, там выставка.
Резкий запах свежих красок и дерева. Экспозицию закончили монтировать лишь под утро. И немудрено: выставка уникальна, во-первых, потому что никто ранее не собирал столько разнообразных произведений мастеров этого декоративно-прикладного искусства вместе, во-вторых, некоторые произведения показаны впервые. Несколько залов и более 400 экспонатов из собраний Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Мстёрского художественного музея, уникального Музея Владимирской иконы, личных коллекций мастеров, иконописцев и коллекционеров. Здесь и иконы XVII века, и шкатулки в стиле лаковой живописи, и огромное панно, "рассказывающее" об истории древнего Владимирского края.
– Идея нашей выставки – показать преемственность и взаимосвязь мастёрских мастеров, дореволюционных, советских, современных, – рассказывает Татьяна Меркулова, куратор. – Поэтому пространство мы выстроили в хронологическом порядке. Чтобы проследить динамку развития промысла в целом.
Мстёрские иконописцы XIX века иногда прибегали к хитрым приёмам: чтобы икону "состарить", могли использовать искусственный кракелюр. Так создавались псевдодревние памятники.
– Иногда они работали на древних досках, тогда икона считалась более ценной, – продолжает Татьяна. – Вот на такой доске XVI века, например, написана "Богоматерь Владимирская". Художник, очевидно, не ставил перед собой задачу создать подделку под Рублёва. Он, сохранил его иконографию, и современным для его века способом состарил. А "Явление Богоматери Преподобному Сергию Радонежскому" написана по старому рисунку новыми красками, кракелюр здесь спрятан под фоном. Видите рыжеватый фон? Это знаменитая "мстёрская морковка". Так его называют современные реставраторы. Мастера любили его использовать.
Икона XVII века "Успение Богоматери", которая ранее принадлежала Богдану Хитрово, государственному деятелю времён первых Романовых, на выставке представлена впервые спустя 58 лет.
– У Богдана была маленькая дочка, и когда она умерла, он отвёз икону во Флорищеву пустынь, монастырь, располагавшийся вблизи Гороховца. И вскоре умер. В XIX веке икону почитали, и чудотворный образ был отреставрировали. В 1926 году мстёрский чеканщик исполнил новый оклад взамен утраченного древнего, – Татьяна обращает внимание на прочеканенный текст на окладе, посвященный истории иконы. – После закрытия монастыря образ попал в обычный приходской храм в селе Красное, и обнаружила его музейная экспедиция в 1963 году. В 1966 году этот замечательный памятник единственный раз экспонировался на выставке в Москве, а сейчас она у нас.
Мстёрские мастера писали иконы на разные случаи: паломнические, свадебные, богослужебные, праздничные. Четырехчастные, то есть, на одной дощечке написано сразу четыре сюжета, или иконы с изображениями основных праздников со сценой "Воскресения-Сошествия во ад" в центре. Такие иконы во Мстёре называли "полницами". И с XVIII века они стали особенно популярны. Писали минейные иконы с изображением святых на каждый месяц и разнообразные особо почетаемые богородичные образы. А после революции, когда иконописное дело попало в разряд нежелательных и даже запрещённых, мстёрские мастера стали расписывать шкатулки, лари, декоративные пластины-панно и другие произведения. Излюбленными стали сюжеты русских сказок или героические события из советской жизни. Современные же мастера предпочитают исторические темы.
Например, по "Величию Москвы" Валентина Фокеева (в последнем зале его работ несколько), можно "прочесть" всю историю сотворения и развития столицы. Разглядывая панно, невольно думаешь, что мстёрская миниатюра – прототип комикса, рассказа в картинках. Только мстёра глубже, её событийность величественна, в каждой миниатюре – красочный мир, который нужно изучать. От создателя помимо мастерства она требует усидчивости, и, как сетуют современные художники, этого и не хватает современной молодёжи.
Мстёрская лаковая миниатюра очень живописна. Этот живописный колорит даёт возможность погрузиться в удивительный сказочный мир, и если вы уйдёте с выставки, окунувшись в сказку, значит вы поняли душу мстёры. Дмитрий Холин, председатель Владимирского отделения Союза художников России
– Панно "Владимиро-Суздальская Русь" мы создали вчетвером: я, два брата и отец, – говорит Денис Молодкин, мстёрский живописец, продолжатель династии отца и деда. Это работа, от которой на выставке я никак не могу оторвать взгляд. – Писали его около полугода. Создание миниатюры – процесс кропотливый, небыстрый. Сначала – эскиз карандашом, затем тщательно прорабатывается рисунок в цвете. И только после этого можно приступать к росписи. Во мстёре каноноческое – темперная живопись. Именно на яичной темпере, которая шла из глубин веков, из Византии. Но её сейчас нарушили – стали использовать темперу искусственную, поливинилацетатную. Она той цветовой палитры не даёт, в этой краски нет цвета. Тюбиками, как я их называю, технически не напишешь. Наши старые мастера были очень живописными. И это надо сохранить. Наши основоположники и их последователи не ленились писать. У молодёжи сейчас на это времени нет, да и учиться долго, я учился более 10 лет, поэтому за наше искусство беспокойно. Вот дочь решила стать ювелиром, сказала в шутку, что на ней наша династия живописцев закончится.
– А вы преподаёте? – интересуюсь. Такой навык обязательно нужно передавать! – Преподавал раньше, но сейчас понял, что осталось у меня времени очень мало. Пока глаза и руки позволяют, буду писать, потому что, поверьте, в 60 лет уже технически миниатюру не напишешь как в 30.
А потом вдруг говорит:
– Не переживайте! Видели ребятишек, которые по коридору бегают в серых фартучках? Кто знает, может среди них есть будущие мстёрские мастера!