Галина Волчек помогала создавать музей театра "Современник" даже после смерти

Экспонаты для музея начали собирать аж с 1956 года – и вот спустя 68 лет они заняли законное место. Удивительную историю появления экспозиции рассказала Metro автор идеи музея, бывший завлит театра Евгения Кузнецова
Галина Волчек помогала создавать музей театра "Современник" даже после смерти
Александр Курковский
В музее театра "Современник" смешалось прошлое и настоящее. На снимке – новая звезда "Современника" Светлана Иванова и её проводник в профессию Галина Волчек.

Обычный театр начинается с вешалки. Но "Современник" всегда был необычным театром. Он начался с того, что в 1956 году группа студентов школы-студии МХАТ выступила против академических канонов – за свободную творческую интерпретацию принципов Станиславского и Немировича-Данченко – и выразила свои идеи на бумаге.

– Вот первый экспонат, – автор идеи музея "Современника" Евгения Кузнецова показывает на 4 жёлтых листа под стеклом. – Это "Программа деятельности "Студии молодых актёров" – этические и эстетические принципы будущего театра. Основатели "Современника" во главе с Олегом Ефремовым не просто хотели по-другому репетировать, играть. Они воспринимали создание нового театра как свою миссию.

Первое выступление молодых актёров-бунтовщиков состоялось 15 апреля 1956 года. Спектакль по пьесе Виктора Розова "Вечно живые", которая позже ляжет в основу сценария фильма "Летят журавли", показывали тайком. На него были приглашены только студенты московских вузов. Тем удивительнее, что снимки с премьеры, которая прошла с невероятным успехом, сохранились и стали частью экспозиции.

Открытие музея посетил Авангард Леонтьев, принимавший участие в одной из первых постановок по пьесе "Вечно живые".
Александр Курковский
Открытие музея посетил Авангард Леонтьев, принимавший участие в одной из первых постановок по пьесе "Вечно живые".

– Это тоже своего рода чудо! Кому удалось сделать кадры, неизвестно. Но они остались в истории благодаря сотрудникам, которые уберегли всё в архиве.

Когда около 30 лет назад Евгения пришла в "Современник", в том самом архиве скопились десятки предметов, которые сейчас стали экспонатами: помимо фотографий со спектаклей и репетиций это были протоколы заседаний худсовета, афиши и программки мероприятий с момента основания театра.

– Идея создания музея витала в воздухе, но не было подходящего пространства. И вот после ремонта здания "Современника" 25 лет назад оно появилось. У меня, Игоря Попова – нынешнего директора Театра Михалкова, и ГБ (Галина Борисовна Волчек, худрук театра с 1972 по 2019 год) состоялся разговор. Скажем так, против музея она не возражала, но создание музея оказалось куда более долгой историей, чем я предполагала.

Удостоверение актрисы Волчек Галины Борисовны теперь тоже экспонат.
Александр Курковский
Удостоверение актрисы Волчек Галины Борисовны теперь тоже экспонат.

Вернуться к невоплощённому замыслу решили через 2 года после смерти бывшего худрука.

– На одном из собраний в театре снова вспомнили о музее. Зашла речь о финансировании, но хранитель архива Татьяна Прасолова выступила и сказала, что всё сделает бесплатно. Во время пандемии, когда другие пьянствовали и занимались непонятно чем, она оцифровала более семисот фотографий из архива. Считаю, что она сделала настоящий подвиг. Я же занималась концепцией и отбором материала. Мы искали форму – и осенью 2023 года совместными усилиями она была найдена.

Снимки актёров "Современника" венчают огромные фото его руководителей – Олега Ефремова и Галины Волчек .
Александр Курковский
Снимки актёров "Современника" венчают огромные фото его руководителей – Олега Ефремова и Галины Волчек .

Пространство музея разделили на 2 части: первая посвящена деятельности театра под руководством Олега Ефремова, вторая – эпохе Галины Волчек. На фотографиях, расположенных в хронологическом порядке, узнаются старые и новые звёзды "Современника": Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков, Светлана Иванова, Алёна Бабенко и многие другие.

– Даже после смерти Галина Борисовна приходила ко мне во сне, и мы громко спорили, обсуждая музей, – откровенничает Евгения Кузнецова, глядя на огромную фотографию Волчек над потолком музея. – Все 25 лет я чувствовала за собой должок. И вот наконец мы в расчёте с театром.

Единственная фотография с показа запрещённого спектакля "Матросская тишина" хранилась дома у Игоря Кваши.
Из архива музея
Единственная фотография с показа запрещённого спектакля "Матросская тишина" хранилась дома у Игоря Кваши.

Только цифры

>700 снимков представлены в музее.

68 лет исполнилось "Современнику" 15 апреля.