До 31 мая в столице проходят Дни исторического и культурного наследия. Через сайт проекта "Узнай Москву" (um.mos.ru) любой горожанин может записаться на бесплатную экскурсию.
Из бесконечного списка на сайте я выбрал ту, у которой было наиболее интригующее название. "А на заборе написано..." Так – провокационно и многообещающе – окрестила экскурсию по Басманному району главный библиотекарь Некрасовки Наталья Сенаторова. В назначенный час я прибыл к дому на Бауманской, 58, где уже ждали начала полтора десятка таких же, как я, любопытных москвичей.
– А вы специально назначили встречу у забора? – обратился я к Наталье, кивая в сторону ограждения библиотеки имени Некрасова.
Гид в свободном бежевом плаще и смешных лиловых кроссовках ухмыльнулась.
– Неспециально, – она обернулась на железную дверь позади себя. – Кругом так много заборов, что, если рассказывать обо всех, дня не хватит.
В этом я убедился через пять минут. После недолгого вступления Натальи о том, что такое заборы и как они защищают человека от явлений природы, животных и других людей, наша экскурсионная группа наконец отправилась на обещанную прогулку по району. Но не прошли мы и двадцати метров, как упёрлись... в забор.
– Что это такое? – спросила у нас экскурсовод, показывая на затейливое украшение между прутьями металлической решётки, и тут же ответила сама. – Геральдическая лилия! Интересно, знают ли мастера, что они воспроизводят элемент классической парижской архитектуры? Вот так, гуляя недалеко от станции метро "Бауманская", можно оказаться в Версале!
Но только мы вдохновились близостью к столице Франции, как Наталья спустила нас с небес на землю. Через 200 метров мы оказались у неприглядного железного забора, прикрывающего стройку.
– Не пугайтесь! – Наталья почему-то погрозила пальцем в мою сторону. – Этот забор тоже достоин того, чтобы о нём рассказали. Это же удивительная вещь – мы не видим строительный мусор, а рабочие не видят нас. Есть такой фильм под названием «Забор», в котором показано кастовое общество, где у представителей одной касты есть возможность отгородиться от другой. Так что этот забор тоже своего рода культурный символ!
"Так интеллигентно рассказать об этой развалюхе – настоящее искусство!" – подумал я. И Наталья в подтверждение моих мыслей по пути к следующему забору, как настоящий библиотекарь, начала сыпать фактами о заборах из книг.
– В русской литературе забор часто является действующим лицом. А настоящий певец заборов – Островский. Только почитайте его произведения. Там каждый персонаж ограждается от другого...
Удивляясь энциклопедическим знаниям Натальи, мы прошли ещё полтора километра и ещё десяток заборов. И наконец оказались у ЦАГИ – Центрального аэрогидродинамического института. Здесь нас ждало комбо. Территорию научного учреждения отделяли два забора: серый металлический с заострёнными прутьями и серый бетонный.
– Здесь сразу два портала в другие измерения, – подмигнула гид, поправляя складку на бежевом плаще, – классический европейский соседствует со знаменитым железобетонным забором с ромбиками. ПО-2 Лахмана, который придумали в СССР.
Вот так – придёшь на прогулку по Басманному району и станешь путешественником не только в пространстве, но и во времени!
4 вопроса о заборах
Наталья Сенаторова, экскурсовод
– Такая необычная тема для экскурсии. Почему заборы?
— А потому что мы нетривиально подходим к актуальному краеведению. Сначала мы занимались стрит-артом, поняли, что стрит-арт – на заборах, а потом решили, что сами заборы могут быть самостоятельной темой. И что в Москве были всякие экскурсии, а такой не было.
– Как давно проводите такую экскурсию?
— В этом году в попали на премьеру, а вообще экскурсии водим с прошлого года. Эта экскурсия вообще универсальная, потому что я её проводила в селе Лох Саратовской области, в селе Усть-Кулум Республики Коми, была автобусная экскурсия по пути из Пятигорска в Архыз. На неё везде прекрасно реагируют.
– Чем московские заборы отличаются от всех остальных?
— Они более разнообразные, в Москве есть всё: за одну экскурсию можно посмотреть заборы во французском, американском, швейцарском, польском – каком угодно стиле. На маленькой территории бесконечное количество заборов.
– Какой факт о заборах не уместился в экскурсию?
— Могу прочитать стихотворение, которое не вошло.
Мы поехали за город, а за городом дожди,
а за городом заборы, за заборами вожди.
Это Геннадий Шпаликов написал.
Читайте также: Сотрудница музея раскрыла тайну вельможи в доспехах