Главный библиотекарь Некрасовки провела "забористую" экскурсию

Тайны благородных кованых оград и простых строительных заборов выведало Metro. Самую "забористую" столичную экскурсию провели по Басманному району
Главный библиотекарь Некрасовки провела "забористую" экскурсию
Александр Курковский
Наталья Сенаторова показывает на геральдическую лилию на одном из заборов Басманного района. "Это же не забор, а портал в Версаль", – шутит гид в смешных лиловых кроссовках.

До 31 мая в столице проходят Дни исторического и культурного наследия. Через сайт проекта "Узнай Москву" (um.mos.ru) любой горожанин может записаться на бесплатную экскурсию.

Из бесконечного списка на сайте я выбрал ту, у которой было наиболее интригующее название. "А на заборе написано..." Так – провокационно и многообещающе – окрестила экскурсию по Басманному району главный библиотекарь Некрасовки Наталья Сенаторова. В назначенный час я прибыл к дому на Бауманской, 58, где уже ждали начала полтора десятка таких же, как я, любопытных москвичей.

– А вы специально назначили встречу у забора? – обратился я к Наталье, кивая в сторону ограждения библиотеки имени Некрасова.

Гид в свободном бежевом плаще и смешных лиловых кроссовках ухмыльнулась.

– Неспециально, – она обернулась на железную дверь позади себя. – Кругом так много заборов, что, если рассказывать обо всех, дня не хватит.

В этом я убедился через пять минут. После недолгого вступления Натальи о том, что такое заборы и как они защищают человека от явлений природы, животных и других людей, наша экскурсионная группа наконец отправилась на обещанную прогулку по району. Но не прошли мы и двадцати метров, как упёрлись... в забор.

– Что это такое? – спросила у нас экскурсовод, показывая на затейливое украшение между прутьями металлической решётки, и тут же ответила сама. – Геральдическая лилия! Интересно, знают ли мастера, что они воспроизводят элемент классической парижской архитектуры? Вот так, гуляя недалеко от станции метро "Бауманская", можно оказаться в Версале!

Но только мы вдохновились близостью к столице Франции, как Наталья спустила нас с небес на землю. Через 200 метров мы оказались у неприглядного железного забора, прикрывающего стройку.

– Не пугайтесь! – Наталья почему-то погрозила пальцем в мою сторону. – Этот забор тоже достоин того, чтобы о нём рассказали. Это же удивительная вещь – мы не видим строительный мусор, а рабочие не видят нас. Есть такой фильм под названием «Забор», в котором показано кастовое общество, где у представителей одной касты есть возможность отгородиться от другой. Так что этот забор тоже своего рода культурный символ!

Репортёр Metro удивился, как культурно экскурсовод Наталья Сенаторова рассказала об этом незатейливом архитектурном "шедевре".
Александр Курковский
Репортёр Metro удивился, как культурно экскурсовод Наталья Сенаторова рассказала об этом незатейливом архитектурном "шедевре".

"Так интеллигентно рассказать об этой развалюхе – настоящее искусство!" – подумал я. И Наталья в подтверждение моих мыслей по пути к следующему забору, как настоящий библиотекарь, начала сыпать фактами о заборах из книг.

– В русской литературе забор часто является действующим лицом. А настоящий певец заборов – Островский. Только почитайте его произведения. Там каждый персонаж ограждается от другого...

Удивляясь энциклопедическим знаниям Натальи, мы прошли ещё полтора километра и ещё десяток заборов. И наконец оказались у ЦАГИ – Центрального аэрогидродинамического института. Здесь нас ждало комбо. Территорию научного учреждения отделяли два забора: серый металлический с заострёнными прутьями и серый бетонный.

Колючая проволока над забором ЦАГИ называется егоза, потому что "непоседливо" колышется на ветру.
Александр Курковский
Колючая проволока над забором ЦАГИ называется егоза, потому что "непоседливо" колышется на ветру.

– Здесь сразу два портала в другие измерения, – подмигнула гид, поправляя складку на бежевом плаще, – классический европейский соседствует со знаменитым железобетонным забором с ромбиками. ПО-2 Лахмана, который придумали в СССР.

Вот так – придёшь на прогулку по Басманному району и станешь путешественником не только в пространстве, но и во времени!

4 вопроса о заборах

Наталья Сенаторова, экскурсовод

– Такая необычная тема для экскурсии. Почему заборы?

— А потому что мы нетривиально подходим к актуальному краеведению. Сначала мы занимались стрит-артом, поняли, что стрит-арт – на заборах, а потом решили, что сами заборы могут быть самостоятельной темой. И что в Москве были всякие экскурсии, а такой не было.

– Как давно проводите такую экскурсию?

— В этом году в попали на премьеру, а вообще экскурсии водим с прошлого года. Эта экскурсия вообще универсальная, потому что я её проводила в селе Лох Саратовской области, в селе Усть-Кулум Республики Коми, была автобусная экскурсия по пути из Пятигорска в Архыз. На неё везде прекрасно реагируют.

– Чем московские заборы отличаются от всех остальных?

— Они более разнообразные, в Москве есть всё: за одну экскурсию можно посмотреть заборы во французском, американском, швейцарском, польском – каком угодно стиле. На маленькой территории бесконечное количество заборов.

– Какой факт о заборах не уместился в экскурсию?

— Могу прочитать стихотворение, которое не вошло.

Мы поехали за город, а за городом дожди,

а за городом заборы, за заборами вожди.

Это Геннадий Шпаликов написал.