"Когда общаешься с людьми из других городов, первое, что говорят о нас: "О, лимонад!" Моя задача доказать: Черноголовка не дюшес..."
Это крик души экс-мэра Черноголовки Олега Егорова. Местный житель 9 лет занимал пост градоначальника и всё это время отстаивал имидж наукограда.
– Здесь такое образование, что в детстве нас пугали Москвой, – рассказал он Metro. – Мама говорила: "Будешь плохо учиться – опустишься до московского уровня".
Недавно срок действия его полномочий подошёл к концу. Но за несколько дней до ухода с должности Олег Егоров пригласил в Черноголовку журналистов. Я отправился вместе с ними, чтобы посмотреть на наукоград глазами туриста из Москвы.
СПИРАЛЬ НА ВЪЕЗДЕ
Самый простой способ попасть из столицы в Черноголовку – на машине. Дорога от Щёлковского автовокзала заняла у меня 45 минут. То же расстояние на автобусе можно преодолеть за час. От станции метро "Щёлковская" каждые несколько минут следуют автобусы 320, 320э и 360.
На въезде стоит необычный знак – замкнутая самопересекающаяся спираль. Это модель изменения величин при пульсирующем горении. Стела посвящена учёным-черноголовцам, которые исследовали эти процессы. Сразу понимаешь: приехал в НАУКОград!
БЫЧКИ В КАРМАНЕ
10 минут от стелы на машине – и попадаешь в музей, посвящённый единственному лауреату Нобелевской премии по химии из СССР Николаю Семёнову. В здании по адресу: Третья улица, д. 7, на окраине города он работал последние 13 лет жизни.
Посещение бесплатное, но заранее нужно договориться об экскурсии по телефону с очень разговорчивой хранительницей музея Зоей Николаевной Толпыго.
– Однажды рассказывала иностранцам о Николае Николаевиче 5 часов, пока у них не кончились вопросы, – похвалилась хранительница. – И не думайте, что мне нечего было добавить!
Экскурсия со мной длилась "всего" час. За это время у меня в голове сложился образ Семёнова: щёголь в шляпе, любитель мазурки, трижды женатый, заядлый курильщик, который бросал бычки в карман. А одновременно с этим гениальный учёный, первым в мире додумавшийся, что ядерная реакция – лавинообразный процесс, который рождает разветвлённые химические цепочки. За это открытие он и получил "Нобеля" в 1956-м.
ЗАСУЧИЛ РУКАВА
Тот же 1956-й считается годом основания города.
– В СССР задумали построить полигон для экспериментов Института химической физики, – рассказала Лена Мартьянова, мой гид по городу. – Выбор места доверили Семёнову, а работами по строительству руководил его помощник и ученик Фёдор Дубовицкий.
Учёных-основателей увековечили в камне уже при Егорове – в 2016-м, на 60-летие города. Чтобы попасть к памятнику, мне надо было переместиться с окраины в центр. Благо путь на машине занял всего 5 минут. Увиденное соответствовало ожиданиям: Семёнов с папироской в руке (куда без неё!) рассказывал свои идеи Дубовицкому, который засучил рукава, чтобы воплотить все задумки учителя.
ПАМЯТНИК-МЕМ
В 200 метрах от этой компании я отыскал ещё более современный (открыт в 2022 году), но куда менее привычный глазу памятник. Лена объяснила, что перевёрнутое конусообразное нечто – сингулярность, но после её объяснения вопросов стало только больше.
– Так скульптор Артемий Родионов изобразил искривление пространства-времени вблизи чёрной дыры перед Большим взрывом, – сделала вторую попытку гид.
Тут я вспомнил "Интерстеллар", и показалось, что всё понятно. По сути, это памятник чёрной дыре и её последствиям. Впрочем, как оказалось, необычная форма смутила не меня одного.
– Не все жители однозначно восприняли памятник, некоторые стали делать про него мемы, – улыбнулась Лена. – Но это, считаю, тоже признак любви.
ЛЮБИТЕЛЯМ SCI-FI
Кроме памятников, город интересен "научными" граффити с Семёновым и (неожиданно!) Эйнштейном. По итогам поездки показалось, что Черноголовка – идеальный вариант скоротать выходной для любителей "Вселенной Стивена Хокинга", "Интерстеллара" и прочего sci-fi. За 6 часов в городе я тоже убедился, что Черноголовка не дюшес! Главный плюс – достопримечательности можно глянуть бесплатно. Вот только цены в здешних кафе вполне себе московские.
ЦИФРА
4 нобелевских лауреата жили и работали в Черноголовке: Николай Семёнов, Алексей Абрикосов, Андрей Гейм и Константин Новосёлов.