Идеальная флотилия: каким видел московский речфлот Иосиф Сталин

20 апреля исполняется 87 лет старту первого парада столичной флотилии по каналу Москва – Волга. Об истории её создания и фантастических планах Сталина рассказал писатель Алексей Иванов в своей новой книге "Речфлот". Metro ознакомилось с книгой
Идеальная флотилия: каким видел московский речфлот Иосиф Сталин
Денис Абрамов / @РИА Новости
Пассажирский теплоход "Михаил Калинин", совершающий круиз по Балтийскому морю. 1 июля 1983 года.

Книга посвящена истории речного флота Российской империи и Советского Союза. Во время работы над "Речфлотом" автор вдохновился на то, чтобы написать художественный роман о российском речном флоте времён Гражданской войны. Книга получила название "Бронепароходы", вышла в начале 2023 года и была высоко оценена критиками. Затем Иванов вернулся к изучению истории речного флота и закончил своё исследование, воплотившееся в книге "Речфлот".

Алексей Иванов – сам из семьи речников и очень долго собирал материалы о речном флоте страны. На то, чтобы собрать всё вместе, исследовать ранее не изученное и найти ответы на все свои вопросы, у писателя ушло полтора года.

Не мог он обойти стороной и историю любимого из свершений Иосифа Сталина – канал Москва – Волга.

Воду в построенный канал пустили в апреле 1937-го, аккурат к 20-летию советской власти. По задумке вождя, флотилия на канале должна была стать идеальной, воплощающей символ советских преобразований.

"Пускай на реках страны дымят старые, а то и ржавые корыта царской эпохи, пускай, но на этом канале будут ходить новые, с иголочки, суперсовременные суда! – пишет Иванов. – Их начали готовить заранее. Ещё в 1935 году лучшие судозаводы страны получили заказы на создание небывалых пароходов и теплоходов. К 1937 году заказ был выполнен. Для канала построили флотилию из 16 пассажирских судов и 20 буксиров. 

По правде говоря, технической революции не случилось. Структурно эти суда остались традиционными, хотя на них были использованы все усовершенствования. Но дизайн... Дизайн был взрывной: футуристический, будто инопланетный. Он поражал воображение советских людей, не избалованных причудами технического искусства".

Цифра
4
теплохода стали основой флотилии Сталина.

Основой флотилии стали "вожди" – четыре двухпалубных теплохода 73 м в длину и 13 в ширину – "Иосиф Сталин", "Вячеслав Молотов", "Клим Ворошилов" и "Михаил Калинин" (на фото). 

"Это были суда в модном стиле конструктивизма: угловатые, немного нелепые. Выглядели они громоздко-модерново и благородно, как творения Ле Корбюзье", – отмечается в книге.

Помимо "вождей", были также "герои" и "лётчики", уступавшие им в размерах. "Герои", к примеру, были в длину по 42 метра, имели внутри ресторан, вмещали по 300 пассажиров. Создававшиеся по дизайну художника Григория Зозули, они были настоящим чудом дизельпанка, но в народе получили обидное прозвище "утюги". "Лётчики" напоминали гондолы дирижаблей, были 28 метров в длину и не такими быстрыми, какими планировались изначально, – в народ ушло прозвище "малыми утюжками".

В свой первый рейс 12 теплоходов вышли из Сормова 20 апреля 1937-го. Как отмечает автор, речное дефиле идеальной флотилии стало кульминацией первомайских торжеств. Теплоходы строем проплыли по Москве-реке и встали на якорь под стенами Кремля.

Казалось бы, все смелые мечты сбылись. Но к чему же привели такие помпезные планы и стратегия? Как ни прискорбно, но ни к чему особенному.

"Футуризм на реках не получил никакого продолжения, стримлайнеров (транспортные суда обтекаемой формы) больше не строили, – пишет Иванов. – После разоблачения культа личности почти все суда флотилии поменяли свои пафосные названия на нейтральные. Движение на канале Москва – Волга неуклонно возрастало, и старые теплоходы потихоньку затерялись среди новых, лишь изредка привлекая внимания зевак своим причудливым и архаичным обликом. В 1970-е годы их начали списывать. Флагман "Иосиф Сталин" пал одним из первых и в 1972 году был разрезан на металл".

Единственным, возможно, уцелевшим осколком той самой сталинской флотилии стал теплоход "Коккинаки", позже переименованный в "Ласточку". В 90-е он плавал в водах Химкинского водохранилища, но живо ли судно сейчас – неизвестно.

Сам автор уверен – главной рекой страны всегда была и есть Волга, но Москва-река, входящая в волжскую водную систему, получает все возможные обновления и усовершенствования, создающиеся на главной водной артерии России.

– Москва-река всегда была на передовых позициях, – сказал Metro Иванов. – А сейчас, когда Москва стала самым крупным и динамичным городом страны, флот Москвы-реки превзошёл все остальные. Конечно, по Москве-реке не ходят четырёхпалубные лайнеры и огромные сухогрузы, однако жизнь здесь кипит и с малыми судами.

ДОСЬЕ

Алексей Иванов родился 23 ноября 1963 года в городе Горький в семье инженеров-кораблестроителей. Приобрёл широкую известность благодаря своим художественным романам – "Географ глобус пропил", "Сердце Пармы", "Общага-на-Крови", "Пищеблок" и другим.