Давайте вспомним, за что мы любим первого "Доктора Стрэнджа". За Доктора Стрэнджа – обаятельного циника и козла, чьё занудство стало психическим оружием и главным мемом 2016 года (да, мы про фразу "Дормамму, я пришёл договориться"). За Старейшину, которая отправила героя в пешее мистическое путешествие за попытку измерить алгеброй гармонию. За злодея Кецилия в исполнении Мадса Миккельсена, который зачем-то упал в палетку теней Леди Гаги, но от этого не испортился.
Вспомнили, да? А теперь – забудьте.
Стивену Стрэнджу снится сон о том, как он оказывается в мире кошмарной игровой графики – и не один, а с какой-то юной мексиканкой.
Проснувшись в своей постели (без мексиканки), Стрэндж отправляется на свадьбу любимой женщины Кристины, которая предпочла ему менее героического, но более спокойного и темнокожего (м, толерантность!) парня.
Праздник не удаётся: чудовищная графика чудовищного мира из сна прорывается в реальность. На город нападает плохо нарисованный Чужой, который выглядит как плод запретной любви осьминога и зелёного кругляша из "Корпорации монстров". В сражении с ним Стрэнджу помогает внезапная мексиканка из сна. Стрэндж оборачивается посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли он, – и получает от одноглазого лиха щупальцем по морде, по наглой седой морде. И лежит в отключке – кстати, смирись, зритель, это будет любимая поза героя по ходу фильма.
Юную мексиканку зовут Америка, и она – дочка двух мам (м, толерантность!), а также носительница редкого дара, за которым ведёт охоту некое Зло. Девочку прячут в магической школе, мастера-мужчины которой так “хороши”, что их армию может легко смести одна свихнувшаяся женщина (хотя, может, это кивок феминизму? М, толерантность!).
Именно здесь происходит важнейшая, я бы сказала, ключевая сцена для понимания сюжета. Герои бегают по залу, закрывают все ловящие отражения предметы и кричат: "К нам прорываются через зеркала! Накрываем! Накрываем!" И их накрывает. Ух как же их накрывает! Следующие за этим путешествия Америки и Стрэнджа выглядят как тяжёлый наркотическо-алкогольный трип – странно, что Стивена постфактум тошнит, а не пробивает на хавчик. Я говорю, что это важнейшая сцена, потому что весь сценарий фильма выглядит так, будто это не героям что-то не то в чай подсыпали, а сценаристу.
Немного о логике
Логики нет. Вообще. Герои то верят друг другу, то нет. Топчутся на месте и идут вальяжным шагом, когда нужно бежать со всех ног. Когда всем Вселенным разом грозит опасность, начинают выяснять отношения – ну самое же время.
А ещё сценариста не учили, что воровать нехорошо. А в особо крупных размерах – тем более. Вот те фантастические клише и "мы такое уже видели", которые при первом просмотре насчитала только я:
- Злодей охотится за ребёнком, у которого есть суперспособность, чтобы убить, – "Люди Икс, Последняя битва"
- Рыжая славная волшебница одержима злой чёрной книжкой. Книжку в итоге протыкают – "Гарри Поттер и тайная комната"
- Герой встречается со своими двойниками из иных миров – "Обливион" с Томом Крузом
- Герой в виде зомби идёт по снежной пустыне – "Игра Престолов", марш Иных.
- Герой карабкается по отвесной ледяной стене ради боя – "Игра Престолов", штурм Стены Одичалыми и Джоном Сноу.
- Женщина сходит с ума на почве материнства, власти и собственной избранности – "Игра Престолов", штурм Дейенерис Красного Замка
- Героя тащат вниз тучи мертвяков – "Властелин Колец", где Фродо падает в Мертвецкие озёра, и "Гарри Поттер и Принц-Полукровка", где Гарри на дно тянут инфери.
- Герои сражаются с помощью нот и музыки – "Сильмариллион" Толкина, песенные поединки Саурона с Финродом и Лютиэн.
Ну про библейские отсылки вроде превращения воды в вино, искушения счастьем и диалогов про Жертву я говорить не буду. Где их нынче нет? Стивен Стрэндж – герой и спаситель людей, сравнение с Христом даже кажется уместным. Ровно до тех пор, пока Стивен не воскресает в виде гниющего зомби. Здесь мне, как католику, становится неуютно, знаете.
Куча клише из ужастиков – гаснущие свечи и рука из могилы – вместо содрогания вызывают усмешку и желание закатить глаза. Такое же желание вызывают диалоги, выдержанные в стиле "ехал пафос через пафос, видит пафос – в речке пафос". Сценарист, ты упал в детстве в чан с цитатами Гомера?
Концовка и решение конфликта скатываются в сказку "Ваша мама пришла, молочка принесла". Своё название – "В Мультивселенной безумия" – фильм оправдывает. Это действительно оно. Через два дня после просмотра возникает душеспасительная мысль: может, это просто высокий китч? Но нет же – жанр заявлен как супергероика.
И последнее
Вроде как "Доктор Стрэндж" – фильм не политический. Но сцена, где девочка по имени Америка пытается вышвырнуть ведьму по фамилии Максимофф "обратно в Ад" через портал в виде огромной красной звезды, вызывает у меня смутные сомнения. Учитывая, как создатели фильма любят символизм (кажется, даже больше, чем вещества), – это "жжжжж" неспроста.
М, русофобия. Говорю же: ничего нового.