Несколько художников – выпускников Высшей британской школы дизайна – изучили Музей-заповедник "Коломенское — Измайлово" буквально вдоль и поперёк: обошли территорию, прошли по выставочным помещениям, углубились в фондовые коллекции и пообщались с хранителями. В результате этого общения появились 15 коллекций ювелирных украшений, которые в очередной раз продемонстрировали, каким неисчерпаемым источником вдохновения могут быть родная история и культура. В "Коломенском" решили не показывать все шедевры сразу и рассказывают о художниках и их творениях постепенно.
Больше всех украшений создала Анна Королёва. Источником вдохновения для двух её коллекций стали... деревья. Первая коллекция – "Яблоневый цвет" – появилась после прогулок по историческим яблоневым садам Коломенского – Вознесенскому, Дьяковскому и Казанскому. Кольцо, серьги и броши из нейзильбера (сплав меди, никеля и цинка) напоминают о мимолётной красоте цветущих деревьев, которые каждый год привлекают тысячи людей. Металлические "цветущие" веточки выполнены с фотографической точностью.
На создание коллекции "Дубовая роща" художницу вдохновили растущие неподалеку от Государева двора дубы. Это одни из старейших деревьев в Москве, их возраст оценивают от 400 до 600 лет. Считается, что именно здесь будущего царя Петра I обучали грамоте, когда ему не хотелось находиться во дворце. Украшения сделаны из античной латуни: металлические дубовые листья сформованы по слепкам с настоящих и дополнены желудями из муранского стекла.
– Я вдохновлялась органикой и природными формами, — рассказала Metro Анна Королёва. – Все элементы украшений — это точные копии настоящих листочков, цветочков и веточек. В ДНК Коломенского тесно переплетены история и природа. Поэтому было вдвойне интересно попробовать переосмыслить символы уникальных яблоневых садов и дубовой рощи, которая помнит Петра I.
Третью ювелирную коллекцию Анна Королёва придумала на основе терракотовых изразцов XVII века, которые хранятся в самом крупном в России собрании архитектурной керамики, насчитывающем 14 тысяч предметов. Его основу составляют архитектурные и печные изразцы, кровельная черепица, напольные плиты и кирпичи с клеймами. Самый ранний памятник датируется X веком. Часть этого собрания можно увидеть в постоянной экспозиции "Открытое хранение. Печи и изразцы". Анна придумала украшения из латуни, которые повторяют сюжеты музейных предметов: первый дизайн инспирирован изразцом с растительным орнаментом или травным узором, второй — изразцом со львом, который с древних пор считается символом божественной власти и царского достоинства.
Ещё один дизайнер, Екатерина Шестопалова, придумала коллекцию "Дьяковский изразец" после визита на постоянную экспозицию музея "Вехи истории Коломенского". В неё вошли серьги-пусеты и броши на длинных булавках из полимеров, состаренной латуни, стали, белой эмали и лака.
– Моё внимание привлёк печной изразец, украшенный морской раковиной и цветами, который был в зале, посвящённом сёлам Коломенское и Дьяково, – рассказала Metro Екатерина. – Этот предмет намекал на широкие возможности крестьян, которые могли обустраивать свой дом в городском стиле, покупать дорогой по тем временам "кафель" и облицовывать им печи. Тогда у меня и родилась идея сделать лаконичные и торжественные аксессуары.
Дизайнер Оксана Костальгина посетила Этнографический комплекс музея, где в фокусе её внимания оказалась Усадьба коломенского крестьянина. Как рассказывают в музее, коломенские крестьяне были зажиточными, занимались огородничеством и даже вывели особый сорт капусты — "коломенка", за что их прозвали "кочерыжниками". В постоянной экспозиции усадьбы много украшенного принтами, кружевом и вышивкой текстиля, который стал источником для создания украшений из мельхиора и эмали.
– Я вблизи увидела полотенца, салфетки, рушники, скатерти с вышивкой русских мастериц XIX века, – рассказывает художница, – и была пленена её изысканными узорами и самобытностью. Остро почувствовав связь поколений, я решила воплотить эту красоту в своих украшениях, поскольку сама люблю вышивать на досуге.