"После молебствия с водо-освящением первый вагон с начальствующими и почётными лицами двинулся в путь". Так газета «Московские ведомости» описала церемонию открытия трамвайного движения в городе 25 марта (6 апреля по новому стилю) 1899 года. На следующий день невиданный доселе вид транспорта стал доступен для всех пассажиров, а не только для "почётных лиц". Единственный маршрут – от Бутырской заставы до Петровского парка – привлекал тысячи зевак, наблюдавших за движением самодвижущегося экипажа.
Спустя 125 лет трамвай уже не вызывает у горожан удивления. Сейчас на этом экологичном виде транспорта совершается около 600 тысяч поездок в будние дни по 35 маршрутам. 95% подвижного состава – современные модели "Витязь-Москва" и "Львёнок-Москва" – низкопольные, с медиа-экранами, USB-зарядками и секциями для инвалидных кресел-колясок. Проследить эволюцию трамвайных вагонов – от дореволюционных моделей до прототипов новейшего времени – горожане смогут на Параде трамваев 6 апреля, приуроченном к знаменательной дате.
В ночь с пятницы на субботу в столице состоялась репетиция торжества. Несмотря на подготовительный статус, всё было по-настоящему. Как и на реальном параде, 12 исторических вагонов про-ехали мимо одного из старейших депо столицы на Лесной улице (в прошлом – Миусского парка конно-железных дорог). Это историческое место: отсюда в город выходила конка – предшественник современного трамвая, а по соседним улочкам из Бутырского трамвайного парка в 1899 году выехали первые электрические вагоны. После "дефиле" по Лесной трамваи выстроились на площади Тверская Застава у Белорусского вокзала.
"Московский трамвай стал не только любимым видом транспорта миллионов пассажиров, но и новой достопримечательностью столицы".
Сергей Собянин
6 апреля движение колонны по Лесной улице начнётся в 11:00. Затем, с 11:15 до 16:00, на Тверской Заставе все желающие смогут вблизи увидеть уникальные экспонаты из коллекции московского транспорта – от дореволюционного вагона типа "Ф" до единственных в своём роде ЛМ-2000 и КТ3R. Посетителям расскажут, какой трамвай за длину и многосоставность называли «Коброй», а в каких моделях не предусматривалась кабинка для водителя. Да, раньше вести транспорт приходилось стоя!
Также гостей будут ждать выставка ретроавтомобилей, яркий концерт, бесплатные угощения, программа от аниматоров и реконструкторов и многое другое.