– Красота! Эстетика! – любуется главным экспонатом новой выставки в Центральном доме авиации и космонавтики директор Юлия Сигорская. – Видно, что всё сделано по принципу Королёва: чтобы аппарат летал, он прежде всего должен быть эстетичным.
Экспонат – модель многоразового пилотируемого корабля, который разрабатывала команда первого отряда космонавтов. Деревянный макет обтекаемой формы стоит на узком цилиндрическом постаменте, отчего действительно кажется, что корабль висит в воздухе. Но полёту космического аппарата с рабочим названием "Юг-1" так и не суждено было состояться. Несмотря на имя руководителя проекта, которое знал весь мир.
Первое сентября 1961 года уже слетавший к тому времени в космос Юрий Гагарин встретил на учебной линейке. Его вместе с другими космонавтами из первого отряда зачислили в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского.
– Сергей Павлович Королёв считал, что у космонавтов должно быть инженерное образование, и их без экзаменов определили к нам, – вспоминает в беседе с Metro 86-летний Вячеслав Марков, генерал-майор, профессор, сокурсник первого космонавта. – На той линейке мы искоса поглядывали на Гагарина, но подойти не решались. Познакомились позже, в курилке. Он сам начал общение. Никакой звёздности! Простой скромный парень.
Ни о каких поблажках в учёбе для "скромного парня" не могло быть и речи, утверждает Вячеслав Константинович:
– Вы что! Им, наоборот, было сложнее остальных. Шпоры не достанешь – кто-то узнает, позора не оберёшься. Преподаватели тоже были строгие. Как-то Гагарин отвечал между 4 и 5, а профессор Швейкин поставил 4. Так Швейкин всю жизнь жалел, что не сделал поблажку – всё-таки космонавты тогда были очень занятыми людьми.
Из-за занятости их учёба в академии растянулась на 7 лет вместо 5. Но своим дипломным проектом космонавты могли гордиться.
– Профессор Сергей Белоцерковский выдвинул идею многоразового пилотируемого корабля по типу современных шаттлов и предложил космонавтам заняться расчётами, – объясняет Юлия Сигорская. – Гагарина назначили руководителем конструкторской группы. Он же руководил защитой диплома.
Проект был революционным для своего времени, считает директор ЦДАиК:
– Тогда никто ещё не знал ни о шаттлах, ни тем более о "Буране". Одновременно с нами идею разрабатывали американцы, но первый макет пилотируемого корабля сделали именно под руководством Гагарина.
Корабль был продуман до мелочей, утверждает Александр Желанников, доктор технических наук:
– Топливная система, узлы – концепция была проработана от начала до конца – от взлёта до посадки. Корабль мог выполнить любую боевую задачу и успешно приземлиться. Здесь даже была предусмотрена система аварийной посадки – за счёт решётчатых крыльев, которые, кстати, разрабатывал Юрий Алексеевич.
По словам Желанникова, когда работа была выполнена, космонавты решили, что сделали очень хороший аппарат, и даже написали совместный рапорт на имя тогдашнего министра обороны:
– Рапорт прошёл все инстанции и дошёл до Андрея Антоновича Гречко. Министр обороны посмотрел на это всё и сказал: "Занимайтесь делом, а не фантазиями". Хотя идея была прорывная. Американцы воплотили её в жизнь только в 1980-х, а тогда, в 1968-м, мы могли быть впереди планеты всей.
Почему тогдашний министр обороны так отреагировал, до сих пор остаётся загадкой.
– Может быть, просто не нашлось человека, который мог бы донести значимость проекта до руководства, – предполагает Александр Иванович. – Вполне вероятно, что, если бы к этому времени Королёв был жив, всё могло быть по-другому.
Но не все гагаринские идеи ушли в небытие. Те самые решётчатые крылья до сих пор используются космонавтами для аварийной посадки. Они установлены, например, на современных "Союзах".
– Только вдумайтесь, как это символично! – говорит Юлия Сигорская. – Гагарин умер, но до сих пор продолжает спасать космонавтов.