Юрий Стоянов показал московским журналистам прокрустово ложе соцреализма

На "Ленфильме" завершились съёмки эксцентрической комедии про немолодого скульптора-монументалиста, попытавшегося выдать чужие картины за свои шедевры советского авангарда
Юрий Стоянов показал московским журналистам прокрустово ложе соцреализма
пресс-служба фильма, Алина Гараженко
Стоянов и Сухоруков спустя полвека, наконец, снимаются вместе

Главный герой картины – заслуженный скульптор-монументалист, классик соцреализма Николай Ферапонтов (Юрий Стоянов) на старости лет еле сводит концы с концами. Но однажды на пороге его мастерской появляется молодой искусствовед Мясоедов (Дмитрий Лысенков) и находит в подсобке картины, в которых неожиданно опознаёт шедевры. И тогда Ферапонтов решает выдать их за свои. Но в этой афере у него  появляется соперник – старый знакомый и коллега Костя Костиков, подавшийся в евреи под фамилией Нахимсон (Виктор Сухоруков).

Светозаров

Режиссёр картины Дмитрий Светозаров признался в интервью Metro, что, хотя фильм и обозначен как эксцентрическая комедия, это не совсем так:

– Под внешней эксцентрикой и комедийным сюжетом скрывается второй или третий слой, достаточно грустный и печальный. Поэтому я бы назвал мой фильм трагикомедией. Это судьба двух стариков. Оба художники разной судьбы, не очень чистых биографий. Их судьба в мире новых технологий, новых реалий, в котором они, как и многие миллионы стариков, чувствуют себя чужими, непонятыми, одинокими, растерянными.

Внешний же сюжет, отметил режиссёр, разворачивается вокруг подброшенных картин, "которые с помощью опять-таки медиа возводятся в ранг шедевров советского авангарда, а Ферапонтов оказывается на грани получения миллионного состояния":

– Но потом окружающие его персонажи начинают откусывать от этих его так и недополученных миллионов свои проценты, и в результате он остаётся всего с пятью, да и те вот-вот отнимут бандиты, – рассказал он.

Стоянов

Юрий Стоянов своего персонажа охарактеризовал как "абсолютно потерявшегося во времени человека":

– И это его безумное несоответствие времени, причём заслуженное несоответствие, потому что он был конъюнктурным, был ремесленником, строил карьеру, строил её идеологически, очень выверенно, так как в то время среди признанных художников, которые тоже лепили Ленина и рисовали Маркса, было очень много и талантливых людей... А это такой обратный случай, поэтому он автор собственной беды, собственной трагедии. Он создал эту сегодняшнюю свою жизнь своими руками. Хотя в том, что происходит с точки зрения быта, с точки зрения того, как и на что живут эти старики, прослеживаются и общие черты поколения.

По иронии судьбы Стоянов и Сухоруков, знакомые уже полвека, только здесь впервые вместе оказались на съёмочной площадке.

– Я поступил в ГИТИС, когда мне было 16, а Вите 25. Он был такой изначальный артист, такой шукшинский персонаж, невероятно органичный, безумно естественный. И все очень завидовали этой его потрясающей естественности, – сказал Стоянов Metro. – Все эти годы мы не теряли друг друга, а в кадре вместе впервые. И это большое счастье, это тепло, это смешно, это прикольно и самое главное в этом – неважно, играете вы врагов или друзей, когда у вас есть общее человеческое прошлое, зритель это чувствует. Нам это не надо играть, а вытащить оттуда мы уже можем нужные нам эмоции. В фильме есть сцена, где Ферапонтов даёт интервью блогеру Стасу Круглицкому и рассказывает, как якобы тайно писал по ночам свои шедевры. Репортёру Metro посчастливилось не только побывать на репетиции этой сцены, но и сняться в роли одного из блогеров, присутствующих на интервью. Здесь режиссёром для нас выступил сам Стоянов, который не только словом, но и делом, например, известным жестом по локоть, показывал нам, когда нужно засмеяться. Впрочем, удержаться и так было невозможно.