Как понять, готов ребёнок к школе или нет – мнение эксперта

Эксперт советует родителям внимательнее присмотреться к своему ребёнку, прежде чем отправлять его за стены учебного заведения
Как понять, готов ребёнок к школе или нет – мнение эксперта
Copyright (c) 2021 Yuganov Konstantin / Shutterstock
Ребёнок должен идти в школу с позитивным настроем и уверенностью в себе.

Многие родители уверены: если ребёнок хорошо читает, считает, то, значит, к школе готов. Но так ли важны эти навыки для поступления в первый класс? Может, есть что-то более важное? О том, как определить признаки готовности ребёнка к походу в учебное заведение, Metro рассказала клинический психолог и основатель сети специализированных центров "Детская академия речи" Анастасия Краминова.

№ 1. Оцените, умеет ли ребёнок концентрироваться и удерживать внимание

– Малыши не задумываются о том, сколько времени нужно потратить на одно занятие или игру – они с лёгкостью переключаются с одного вида деятельности на другой по своему желанию. Теперь всё изменится: за партой нужно будет сидеть 30–40 минут и при этом не отвлекаться на звуки за окном или игру с собственным новым пеналом. Заниматься чем-то одним продолжительное время – базовый навык перед поступлением в школу, – говорит эксперт.

Ученик первого класса должен справляться с инструкциями из 3–4 действий. Например, найти на рисунке определённые фигуры, маленькие закрасить красным, а большие зелёным и т. д.
Анастасия Краминова

– Если есть опасения, что ребёнок не слишком усидчив, а в школу идти вы точно решили, до сентября можно тренировать навык, выполняя различные задания. Причём пусть ребёнок делает даже те упражнения, которые ему не очень интересны, – объясняет Анастасия Краминова. – Чтобы не отбить желание учиться, можно подкреплять занятия позитивными обещаниями. Например, родитель может сказать: когда доделаем это упражнение, пойдём кататься на самокатах или есть мороженое.

№ 2. Определите его физическую готовность

– Физическая зрелость – очень важный признак, так как во время учёбы малыш столкнётся с большой физической нагрузкой: сидеть за партой почти полдня будет непросто. Хорошо, если учитель будет устраивать небольшие разминки или даже прогулки, по крайней мере в 1-м классе, а если нет? – объясняет эксперт. – В любом случае с сентября ребёнка ждёт как минимум 3–4 урока, которые сложно выдержать, не подготовившись. Как же определить, готов ребёнок к нагрузке или нет?

Среди признаков физической зрелости – наличие минимум 2 постоянных зубов. Это означает, что кости формируются правильно, что важно для осанки.
Анастасия Краминова

– Если рассматривать готовность к школе с точки зрения физической готовности, то учтите: большое значение для первоклассника имеет крупная моторика – ребёнок должен уметь бросать и ловить мяч, отбивать его, играть в вышибалы и "горячую картошку". Научите его этим играм, – говорит эксперт. – Не забывайте развивать и мелкую моторику: пусть лепит из пластилина, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.

Это очень важные навыки, без которых ребёнок не сможет нормально писать и рисовать, поддерживать позу, сидя за партой, с лёгкостью одеваться и собирать портфель.

Очень важно минимум за две недели до 1 сентября откорректировать режим – если малыш встаёт поздно, нужно постепенно сдвигать отход ко сну и подъёмы. Иначе начало школьной жизни принесёт много стрессов и капризов.
Анастасия Краминова

№ 3. Проверьте психологическую и эмоциональную готовность

– Даже если ребёнок ходил на "развивашки" и подготовку к школе, процесс адаптации всё равно неизбежен. Придётся привыкать к новым правилам, месту, режиму, одноклассникам, учителям. И, конечно, легче будет не тем, кто прекрасно читает, а тем, кто умеет справляться с эмоциями, может легко найти общий язык с ребятами, обратиться с вопросом или за помощью к взрослому. Среди важных критериев, которые нужно оценить родителям:

– умение ребёнка слышать и слушать;

– способность управлять своим поведением, контролировать эмоции, трудиться и выполнять задание взрослого;

– понимать и знать разницу между взрослым-папой или мамой и взрослым-педагогом. Учительский авторитет, важность обязанностей и требований нужно признавать;

– умение адекватно оценивать свои способности – понимать, где сильные стороны, а где ещё нужно потрудиться;

– не стесняться экспериментов и проявления себя – важно развивать навык доводить начатое до конца.

– Как правило, если ребёнок психологически не готов или есть некие отклонения по здоровью, родители об этом знают и работают с коррекционными специалистами для устранения различных дефицитов. Если кажется, что малыш просто не дисциплинирован, опасается новых знакомств или излишне эмоционален, переживать не нужно: иногда "дозреть" можно за полгода-год.

№ 4 Оцените интеллектуальную готовность

– По сути, к началу учебного процесса для ребёнка важна хорошая зрительная и слуховая память. В этом случае он будет лучше усваивать и запоминать новую информацию, легче справляться с домашней работой, – говорит эксперт. – Важно постоянно подстёгивать этот процесс: читать вслух, пересказывать, играть на запоминание картинок и слов, рисовать по памяти. Очень в этом случае помогают музыкальные занятия.

К началу школьной жизни все основные логопедические проблемы нужно постараться закрыть. Но не надо переживать, если не успели. Продолжайте занятия по рекомендации педагога уже в начальной школе.
Анастасия Краминова

№ 5 Определитесь, есть ли у ваших сына или дочери желание учиться

Далеко не у всех ребят пытливый ум, любознательность и самомотивация. Поэтому задача родителей – не давить и не требовать много сразу.

– Не стоит выбирать сложную школьную программу, если ребёнок по большинству показателей не осилит повышенную нагрузку и на момент поступления в 1-й класс ему не исполнится 7 лет. Даже при достаточной подготовке в скором времени всё может обернуться стрессом и различными психофизиологическими нарушениями, – объясняет эксперт. – Все остальные сомнения лучше развеять в кабинете нейропсихолога и логопеда. После консультации они составят индивидуальный план, следовать которому нужно будет перед школой.