– Первое впечатление формируется в тот момент, когда открывается дверь, то есть в течение всего одной секунды, – рассказывает Metro эксперт по коммуникациям Валерий Бо. – Как человек открывает дверь, как он выглядит и как здоровается – полностью отражает его социальный облик (социальный статус, уровень образования, опасен или не опасен).
Хороший специалист без социальных навыков может проиграть человеку, который ничего из себя не представляет, но умеет хорошо себя продавать, продолжает эксперт. В практике Валерия есть такая история: пришёл устраиваться топ-менеджером американец, который своим внешним видом и уверенным поведением очаровал всех – даже самых опытных руководителей. Первый месяц им все восхищались, через полгода задумались по поводу его компетентности, а через год он полностью развалил направление, которое должен был развивать, и его уволили. Интересно, что обманулись все.
Однако чаще происходит обратная ситуация – человек обладает хорошими компетенциями, но получает отказ за отказом, без обратной связи. И ему кажется не очевидным, что причиной отказа мог послужить его внешний вид.
– Если в компании существует официальный дресс-код, то форма одежды может влиять на принятие решения HR-менеджера, – говорит стилист Елена Петра. – Например, если вы идёте на собеседование в платье, которое призвано показать всю красоту вашей фигуры, о вас будет сложено впечатление как о несерьёзном человеке, который не подготовился должным образом к собеседованию.
IT-рекрутеру Ксении Хаустовой самой не раз приходилось отказывать соискателям из-за неподобающего внешнего вида.
– В IТ-компанию, в которой я работала, летом пришла кандидатка в секретари на высоких малиновых каблуках и в мини-юбке по самое "не балуйся", – рассказывает Ксения. – Мой начальник попросил вывести её из офиса сейчас же, даже не проводя формальное интервью. И была ещё кандидатка-секретарь, которая пришла на собеседование в длинном красивом сарафане с огромным декольте и в босоножках. Её роскошные длинные волосы были распущены и ниспадали вдоль лица. Мой начальник её спросил: "А почему вы так оделись?" И услышал в ответ: "Я после вас еду на дачу к друзьям. Я что, переодеваться должна была?" "Да, нужно было одеться в офисном стиле и завязать волосы", – категорично ответил он.
Так что при подготовке к собеседованию опасно недооценивать важность того, как вы выглядите. Стилист Елена Петра советует перед встречей с потенциальным работодателем изучить дресс-код компании.
– Об этом можно напрямую спросить у рекрутера или посмотреть на сайте или в других открытых источниках, – объясняет специалист. – Если сайта нет, то следуем правилам, которые подходят ко всем компаниям – не надевать слишком обтягивающие и откровенные вещи, слишком короткие или чересчур длинные юбки, а также шорты и открытую обувь.
Если в компании нет строгого дресс-кода, то не нужно надевать костюм – это тоже может стать фактором для отказа, добавляет эксперт. В этом случае подойдёт стиль бизнес-кежуал –джинсы с рубашкой и жилетом или с футболкой и пиджаком, мокасины или туфли, зимой ботинки или кроссовки. А самое большое внимание нужно уделить портретной зоне на уровне глаз собеседника.
– В этой зоне для девушек важно не носить слишком открытые и яркие вещи и желательно придерживаться простой и гармоничной цветовой палитры, также можно подобрать сдержанные аксессуары, – объясняет эксперт. – Нужно отдавать предпочтение самым простым и строгим сочетаниям – например, чёрные и белые цвета в портретной зоне всегда будут хорошо смотреться на контрасте. А девушкам с не яркой внешностью стоит обратить внимание на графитовый, тёмно-серый или светло-серый цвета.
Выбор одежды на собеседование также должен зависеть от того, на какую вакансию претендует соискатель, продолжает стилист. Если он руководитель среднего или высшего звена, то здесь будет более строгий дресс-код – костюм в классическом стиле тёмно-синего или чёрного цвета, белая сорочка, однотонный и не яркий галстук. У женщин – туфли-лодочки на невысоком каблуке и строгий костюм, юбка-карандаш обязательно ниже колена. На юбке может присутствовать небольшой разрез.
– Если же вы представитель творческой профессии, например стилист или дизайнер, то нужно показать своим видом свою индивидуальность, свой неповторимый стиль, – подсказывает эксперт. – Докажите, что вы умеете сочетать цвета, фактуры, применять нестандартные приёмы для коррекции фигуры, а также использовать аксессуары и какие-то необычные трендовые вещи – и тогда ваш образ будет говорить на языке моды без слов.
Но самое главное, по словам Елены Петра, чувствовать себя уверенным в том, во что вы одеты. Чем более гармонично соискатель будет одет, тем более уверенно он будет себя чувствовать на собеседовании – и его шансы значительно повысятся.