Культурный батл: архитектор-преподаватель и студентка МАРХИ соревнуются домами

Одна из лекций АРХ Москвы прошла в формате архитектурного поединка. Студентка 4-го курса МАРХИ презентовала свой студенческий проект квартала и жилого дома, а её преподаватель – свой, только 30-летней давности
Культурный батл: архитектор-преподаватель и студентка МАРХИ соревнуются домами
СКРИНШОТ ПРЕЗЕНТАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЕНО ВЛАДИСЛАВОМ САВИНКИНЫМ
Олесин проект, где потребность в социализации людей решается не только квартирами для нескольких человек, но и с помощью лестниц и стеклянных переходов, чтобы люди могли чаще общаться.

– В 90-е мы сидели в замороженных аудиториях в шубах, чтобы их не украли из раздевалки, а за окнами звучали сирены, – описывает свои студенческие годы преподаватель Института бизнеса и дизайна Владислав Савинкин. – В то время на 4-м курсе я и работал над студенческим проектом района и жилого дома, который мы "сравнивали" на АРХ Москве с проектом моей студентки Олеси Филатовой.

Проект Владислава Савинкина с квартирами для энергичного и спортивного человека. Перед домом расположена инсталляция из мусора, она призывает обратить внимание на проблему его утилизации.
СКРИНШОТ ПРЕЗЕНТАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЕНО ВЛАДИСЛАВОМ САВИНКИНЫМ
Проект Владислава Савинкина с квартирами для энергичного и спортивного человека. Перед домом расположена инсталляция из мусора, она призывает обратить внимание на проблему его утилизации.

В конце прошлого века не было и речи, чтобы студенты брали пример с иностранных архитекторов. Они слушали своего советского преподавателя, читали советские книги и создавали проекты "из того, что было".

– На чердаке у бабушки с дедушкой я нашёл старые патефонные иглы, – вспоминает архитектор. – Их и вбивал в деревянную опору своего макета. 

Теперь же благодаря компьютерам новое поколение "вертит" макет в программе, детально его продумывая, и сразу составляет смету, чтобы ускорить процесс застройки, слегка завидует Савинкин. Уже с первого курса у них в распоряжении 3D- визуализации, макетные станки и Интернет, который заменяет энциклопедию по архитектуре.

Но в 90-е были и свои плюсы: найти работу по профилю было проще, чем сейчас, когда ежегодно 11 столичных архитектурных вузов поставляют выпускников, а число рабочих мест для них не растёт.

– Тогда было два профильных вуза – МАРХИ и Институт землеустройства, – вспоминает Савинкин. – Они не были конкурентами, поэтому у выпускников МАРХИ были все шансы хорошо устроиться.

Разница поколений ещё и в том, что студент Савинкин был индивидуалистом. Это отразилось и на его проекте: он делал проект для таких же, как он сам, мечтающих о собственном жилье. А молодое поколение в лице Олеси спустя 30 лет после распада СССР снова мыслит идеями коллективизма – в квартирах у неё живут люди по 6 человек, для экономии. И эта разница в мировоззрении отразилась не только на проектах, но и на подходе студентов к решению рабочих задач.

– Мы выбирали между тем, чтобы учиться и продавать магнитофоны, каждый был сам за себя. Время диктует свои правила, – отмечает Савинкин. – А сейчас ребятам проще решить задачу с коллективом, при помощи сразу нескольких профильных специалистов.

БЛИЦ-ОПРОС

1. Идеальный дом – какой он и как это отражается в вашем проекте?

Владислав Савинкин, архитектор: "Приехав из Тульской области в Москву на учёбу, я жил в общежитии и мечтал о собственной квартире. Поэтому мой проект создавался под молодого и спортивного жителя, коим был я сам. Мне хотелось, чтобы в квартире моего дома была длинная многофункциональная кухня, естественный свет в ванной, галька и песок на полу и перфорированный пол, куда можно было бы «втыкать» различную мебель. И хотя студенческий проект и не был воплощён полностью, отчасти свою мечту я исполнил – сейчас в квартире, где я живу, есть перфорированный потолок. Из него свисают различные предметы".

Олеся Филатова, студентка 4-го курса: "Мой проект жилого дома «Инсула» отдалённо напоминает послереволюционные дома-коммуны. Он предназначен для молодых людей, студентов, которые пока не могут позволить себе собственное жильё. Здесь есть и многокомнатные квартиры для сдачи в аренду, и большие общественные пространства, спортивные залы, а также пространства, где студенты могут проводить время вместе. А все фасадные решения максимально практичны и тактильно комфортны для человека – отделка балкона, к примеру, сделана из дерева".

2. Какую проблему населения решал ваш проект?

Владислав Савинкин, архитектор: "Задачи решать какую-то социальную проблему перед нами тогда не стояло. Мы делали этот студенческий проект под себя. Даже принцип такой есть "для себя – значит, правильно". Это были такие мечтательные коллажи в отличие от нынешних студентов, которые подобный проект даже по смете посчитать уже могут". 

Олеся Филатова, студентка 4-го курса: "Таким решением я закрываю проблему высокой стоимости жилья. Арендные выплаты в моём доме частично идут на приобретение жилья, которое человек и арендует. Это актуально как для молодых, так и для семей с низкими доходами".

3. Что вас бесит в современной архитектуре?

Владислав Савинкин, архитектор: "В силу хорошего воспитания мне было бы нехорошо говорить, что какие-то дома в городе плохие или не вписываются в контекст района. Но некоторые из них застройки времён 70–80-х всё же требуют реконструкции".

Олеся Филатова, студентка 4-го курса: "Признак хорошей архитектуры в том, когда дом вписан в дворовое пространство так, что кажется, что он здесь был всегда. Но сегодня у нас есть кварталы, похожие на винегрет. Меня потрясло, когда на одном из проектов на АРХ Москве предложили построить небоскрёб около Кремля. Ну как это можно?"