Лунную походку придумали в СССР на 10 лет раньше Майкла Джексона

К 50-летию культовой дилогии "Москва – Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" в Российской государственной библиотеке для молодёжи прошла встреча со звёздами фильма. Metro узнало, что общего между роботами и массажной расчёской и зачем съёмочная группа скупила в Ялте все презервативы...
Лунную походку придумали в СССР на 10 лет раньше Майкла Джексона
Фото из семейного архива Викторовых
Афиша к фильму "Отроки во вселенной".

Неожиданный поворот

Если бы хотя бы за год до съёмок дилогии Ричарду Викторову кто-нибудь сказал, что он будет снимать фантастику, он бы сильно удивился. Во всяком случае, в планах режиссёра этого не было. Тех, кто создавал такие картины, он называл чудиками.

Фильмы Викторова были о реальной жизни – о войне, молодёжи, любви, и в 1973 году он уже готовился к новой картине – "Случай в июле". Но именно в этот момент всё вдруг изменилось.

– Поступил госзаказ и прозвучало слово «надо», – вспоминает дочь Ричарда Николаевича Анна, которая в фильме исполнила роль Милки Окороковой. – Папа поначалу растерялся: это была не его тема. Принёс сценарий домой, мы читали его всей семьёй. Сильно расстроились – скучно, неинтересно, банально. Это понимали даже мы с братом, будучи детьми.

Удачное решение

Мысль всё переписать возникла мгновенно. Режиссёр взялся за работу вместе с авторами – Авениром Заком и Исаем Кузнецовым. Но прежде прочитал огромное количество книг, включая астрономический справочник.

– Ричард Николаевич основательно подходил к работе. Для него было важно снять историю так, чтобы она выглядела правдиво и очень искренне и при том всё же фантастически! – объясняет Анна. – И вот, по сюжету в космос решено отправить ребят 14–15 лет, которые летят на помощь инопланетной цивилизации, подавшей сигнал бедствия. Но долетят они туда, с учётом световых лет, уже зрелыми людьми. Моя героиня Милка Окорокова не полетела, но сюжет фильма захватил и меня тоже. Мне кажется, мы все в нём жили...

Дети-актёры на некоторое время даже поверили в реальную возможность такой межпланетной экспедиции!

– У меня во время съёмок было абсолютное ощущение того, что мы живём на космическом корабле, – призналась заслуженная артистка России Ирина Савина.

Семья Викторовых. Дочь Анна сейчас работает режиссёром программы "Умники и умницы".
Фото из семейного архива
Семья Викторовых. Дочь Анна сейчас работает режиссёром программы "Умники и умницы".

Лев Дуров покорил обаянием

Для юных актёров Лев Константинович, сыгравший в дилогии академика Филатова, сразу же стал своим – всех привлекало его невероятное обаяние, отсутствие всяких амбиций. С одной стороны, ребята воспринимали его как ровесника: он легко мог шутить и дурачиться вместе с ними, с другой – видели в нём наставника: учились актёрскому мастерству в процессе работы.

Шапочки для инопланетян

– Идеи приходили очень странно, – признаётся Анна Викторова. – Антураж для роботов и инопланетян делали из того, что было под рукой.

К примеру, вот как художник-гримёр Таисия Кунич придумала знаменитые шапочки с иголочками, которые мы видим на головах у роботов-инопланетян:

– Таисия Алексеевна сидела в гримёрке, взгляд упал на массажную расчёску, – улыбается Анна Ричардовна. – И тут же возникла мысль: а что если взять шапочки для бассейна и продеть через них иголочки от расчёски!

Помчалась в спортивный магазин. Накупила шапочек. Сделала пробную. Получилось! Режиссёру идея понравилась, он лишь внёс небольшие коррективы – иголочки должны быть длиннее, чтобы их было видно на плёнке. Для фильма их изготавливали на одном из московских заводов. Кстати, не осталась без внимания зрителей и необычная "лунная" походка роботов. Её придумала супруга режиссёра актриса Надежда Семенцова. Она же и сыграла одного из роботов.

Ну а в эпизоде, где герои попадают в плен к инопланетянам, нужно было создать необычный интерьер. Придумали установить огромные прозрачные ёмкости, где плавают некие амёбообразные существа. Здесь в ход пошли... "изделия номер один".

Съёмки проходили в Ялте, и в аптеке ничуть не удивились, когда киношники в большом количестве скупили такой специфический реквизит, – курортный город как-никак.

Шапочки для бассейна не помогли роботам решить задачку про "А и Б сидели на трубе".
Кадр из фильма "Отроки во вселенной" режиссёра Ричарда Викторова (Киностудия им. М. Горького)
Шапочки для бассейна не помогли роботам решить задачку про "А и Б сидели на трубе".

Восторг космонавта

Консультантом дилогии был лётчик-космонавт Георгий Береговой, который, несмотря на сильную загруженность, активно включался в съёмочный процесс, помогал советами.

– Сильный, надёжный, волевой, – описывает свои впечатления от общения с ним Анна Викторова. – Это был первый возрастной космонавт, который после 45 полетел в космос.

Увидев декорации космического корабля, Георгий Тимофеевич пришёл в восторг: "Эх, нам бы такой!"

Полёт отроков кадр за кадром

Консультантом был настоящий космонавт

Режиссёр Ричард Викторов и Георгий Береговой.
Фото из семейного архива Викторовых
Режиссёр Ричард Викторов и Георгий Береговой.

Фильму повезло с консультантом – Георгий Береговой был дважды Героем Советского Союза, причём первую Звезду Героя он получил ещё в 1944 году за 186 боевых вылетов. К работе над детской фантастикой он отнёсся со всей серьёзностью – благодаря его советам декорации выглядели как настоящие.

Режиссёр спрашивал как со взрослых

Режиссёр с актёрами.
Фото из семейного архива Викторовых
Режиссёр с актёрами.

По первому образованию Ричард Викторов был учителем и во время съёмок был для них не просто режиссёром, но и наставником. "Он учил нас быть человечными, заботиться друг о друге", – говорит его дочь Анна Викторова. Режиссёр не делал скидок на детский возраст: "На вас двойная нагрузка – отлично справиться с ролью и не забросить учёбу".

Таисья Кунич гримировала инопланетян

Художник-гримёр Таисья Кунич (стоит в центре) гримирует супругу режиссёра Надежду Мефодьевну Семенцову.
Фото из семейного архива Викторовых
Художник-гримёр Таисья Кунич (стоит в центре) гримирует супругу режиссёра Надежду Мефодьевну Семенцову.

На фото – художник-гримёр Таисья Кунич (стоит в центре) гримирует супругу режиссёра Надежду Мефодьевну Семенцову, сыгравшую в этом фильме две роли – инопланетянки и роль жены академика Филатова. Благодаря её фантазии роботы, попытавшиеся насильно осчастливить советских пионеров, лишив их доброты и сострадания, получились пугающими и притягательными одновременно.

Для чего были нужны роботы-няни?

Роботов-нянь изготовил художник-постановщик Константин Загорский.
Фото из семейного архива Викторовых
Роботов-нянь изготовил художник-постановщик Константин Загорский.

По сценарию это был символ ностальгии по уничтоженной инопланетянами цивилизации, когда насильно осчастливленные обитатели планеты отказались от любви, нежности, душевного тепла. И только эти роботы чудом уцелели. Их фраза: "Мы дефектные, мы ваши друзья" – вошла в фольклор.

Роботов-нянь изготовил художник-постановщик Константин Загорский, использовав в работе глянцевый дермантин, а также поролон.

Басова-младшего подстерегали опасности

Володе Басову на съёмках пришлось нелегко.
Фото из семейного архива Викторовых
Володе Басову на съёмках пришлось нелегко.

По задумке режиссёра, Володе решили покрасить волосы в рыжий цвет. Сушиться посадили на солнце. Он едва не облысел...

Ну а после того, как отсняли сцену, когда герой по ошибке попадает в герметичный пакет для мусора, все ушли на обед, а о нём забыли. Когда вернулись, Басов был уже багровым и тяжело дышал.

Смоктуновский стал примером

Иннокентий Смоктуновский с юными коллегами.
Фото из семейного архива Викторовых
Иннокентий Смоктуновский с юными коллегами.

Ричард Викторов изначально мечтал, чтобы роль И.О.О. (Исполняющего Особые Обязанности) в дилогии играл Иннокентий Смоктуновский, и тот вскоре дал согласие. Актёр был прост в общении, и с самых первых дней съёмок подружился с ребятами. Обаяние, тонкий юмор и оптимизм – всё это помогало на съёмках.

Уже история

В семейном архиве Викторовых сохранились многочисленные раскадровки к сценарию.
Фото из семейного архива
В семейном архиве Викторовых сохранились многочисленные раскадровки к сценарию.

В семейном архиве Викторовых сохранились многочисленные раскадровки к сценарию. На некоторых из них – правки, сделанные рукой режиссёра: идеи нередко возникали в процессе съёмок. Все они, как и дневники режиссёра, вошли в книгу "Ричард Викторов. Тернии", начатую его женой Надеждой Семенцовой и законченную детьми – Анной и Николаем Викторовыми.

В фильме снялся академик

Академик Владимир Михайлович Золотарёв.
Фото из семейного архива Викторовых
Академик Владимир Михайлович Золотарёв.

Академик Владимир Михайлович Золотарёв появляется в сцене, когда идёт обсуждение проекта полёта. На доске – самые настоящие математические формулы. Возможность путешествовать в пространстве он объясняет в фильме с точки зрения математической теории.

Три вопроса актрисе

Ирина Савина, актриса, исполнительницароли Кати Панфёровой.
Metro
Ирина Савина, актриса, исполнительницароли Кати Панфёровой.

Ирина Савина, актриса, исполнительница роли Кати Панфёровой рассказала Metro, что рыдала на съёмках, считая, что действительно покидает Землю.

Ирина Вадимовна, что было самым невероятным на съёмках для вас?

– Атмосфера. Было ощущение, что происходит какое-то чудо, и творит его режиссёр, а мы помогаем ему в этом. И второй момент – у нас с филигранной точностью были распределены роли. Актёры полностью им соответствовали, и это определило успех картины.

Вам часто приписывают роман, который возник в ходе съёмок. Якобы уже тогда у вас и Володи Савина была любовь.

– Меня всегда это возмущало. Мы тогда были детьми, пионерами и ни о каких романах речи быть не могло. Те, кто писал об этом в жёлтой прессе, никогда не жили в СССР. Мы с Володей очень долго присматривались друг к другу. Ни разу не поцеловались и за ручку ходить на прогулки начали только через продолжительное время. А поженились так вообще после института. Но этот союз продлился недолго...

Что тронуло лично вас до глубины души на съёмках?

– Для меня это был эпизод, когда мы в половине четвёртого утра приехали на Красную площадь, откуда наши герои на космическом корабле отправляются в длительную экспедицию. Сцена прощания. Я стояла и рыдала, мне казалось, что мы на самом деле покидаем Землю. Хорошо, что лица крупным планом не показывали!

Я много думала над тем, почему фильм стал культовым. В нём есть очень важная вещь – человеческая интонация. Этого так не хватает современному кино сейчас.