Муха – дерзость, гранат – тщета: что значат детали известных ренессансных картин

Обозреватель Metro прочитала новую книгу о символике эпохи Возрождения и начала по-другому смотреть на несколько известных картин
Муха – дерзость, гранат – тщета: что значат детали известных ренессансных картин
Рафаэль Санти
Ренессансные картины вызывают много вопросов.

На днях в Российской государственной библиотеке искусств презентовали книгу искусствоведа Марии Демидовой "Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство XV–XVII веков". Не секрет, что на картинах знаменитых живописцев нет ничего случайного: каждая деталь и жест в них что-то да обозначают. Обозреватель Metro решила посмотреть, какие открытия припасены в очередном труде на эту неисчерпаемую тему.

Судя по всему, на художников Ренессанса оказали огромное влияние четыре трактата о символике: "Иероглифика" Гораполлона, "Гипнэротомахия Полифила" Франческо Колонны, "Книга эмблем" Андреа Альчато и "Иконология" Чезаре Рипы. Ренессансному мышлению нужны были символы, которые объясняли бы связь земного мира с небесным. Так появились эти трактаты, которые предлагали понятную художникам и мыслителям систему знаков. Рассмотрим некоторые из них.

Обнажённая

"Спящая Венера" имеет вселенский смысл.
Джорджоне да Кастельфранко. "Спящая Венера"
"Спящая Венера" имеет вселенский смысл.

Этот сюжет – один из самых популярных в ренессансном искусстве. В его основе – образ спящей нимфы, символизирующей плодородие, из трактата "Гипнэротомахия Полифила" Франческо Колонны. "Спящая Венера" Джорджоне считается первым произведением, тема которого полностью посвящена мотиву спящей обнажённой в пейзаже. У неё вселенский смысл: красота спящей богини созвучна пейзажу. Как сказано в книге, телосложение и черты лица героини совершенны и воплощают неоплатоническую идею, что любовь есть желание насладиться красотой.

Муха

Муха символизирует одновременно смертность и дерзость.
Петрус Кристус. "Картезианский монах"
Муха символизирует одновременно смертность и дерзость.

Муха встречается на нескольких картинах эпохи кватроченто (XIV век). Впервые она появилась на полотне "Портрет картузианского монаха" фламандского художника Петруса Кристуса. С одной стороны, будучи изображённой на парапете, муха создаёт оптическую иллюзию и обозначает границу между живописным и реальным пространством. А в чисто символическом смысле муха рассматривалась в искусстве Ренессанса как знак смертности и олицетворение зла (особенно на картинах, где она есть возле Мадонны или Христа). В трактате "Иероглифика" муха символизировала ещё и дерзость. Дерзость как вариация греха гордыни в картине Петруса Кристуса оттеняет смиренность героя.

Гранат и клубника

Клубника и гранат – символы тщеты.
Иероним Босх. "Сад земных наслаждений"
Клубника и гранат – символы тщеты.

На центральной створке известного триптиха Иеронима Босха "Сад земных наслаждений" изображены гигантские плоды: герои картины ими лакомятся, поклоняются им и в них живут. Плоды больше всего похожи на клубнику и гранат. "Картина посвящена тщете мирской славы и вкусу клубники или граната, который сразу после вкушения исчезает почти бесследно", – пишет хранитель испанской Королевской библиотеки Эскориала Фра Хосе де Сигуэнса.

Ворона

Ворона обозначает вдовство.
Бернардино Пинтуриккио. "Возвращение Улисса"
Ворона обозначает вдовство.

Образы трактата "Иероглифика" использовал и итальянский живописец Бернардино Пинтуриккио. На фреске "Возвращение Улисса" на ткацком станке над фигурой Пенелопы можно увидеть ворону. В "Иероглифике" сказано, что пара этих птиц неразлучна всю жизнь, поэтому две вороны символизировали брак, а одинокая птица обозначала вдовство. Таким образом, ворона на фреске обозначает состояние Пенелопы до возвращения Одиссея, её уверенность, что он погиб. 

Лютня

Лютня – символ политической гармонии.
Ганс Гольбейн – младший. "Послы"
Лютня – символ политической гармонии.

Ключом для понимания картины Ганса Гольбейна – младшего "Послы" является лютня с порванной струной. Этот образ взят художником из "Книги эмблем" Андреа Альчато и содержит политический подтекст. В сборнике есть эпиграмма, в которой описывается лютня – символ того, как нужно заключать и поддерживать соглашения с союзниками. Порванная струна – символ расстройства музыкальной и земной гармонии и одновременно указание на хрупкость договоров между людьми. На картине изображены французские послы, и, скорее всего, она была скрытым предупреждением Генриху VIII, который собирался инициировать новую фазу церковного раскола. 

Хоровод

Хоровод – это времена жизни и времена года.
Никола Пуссен. "Танец под музыку времени"
Хоровод – это времена жизни и времена года.

Картина Никола Пуссена "Танец под музыку времени" несколько раз меняла владельцев и название: "Танец часов", "Танец времён года" и т. д. Это отражало неопределённость в понимании смысла произведения. Судя по всему, сюжет картины отсылает к аналогичному из трактата "Иконология" Чезаре Рипы. Четыре аллегорические фигуры движутся слева направо. Отсчёт движения начинается с девушки с распущенными волосами, олицетворяющей Весну и Удовольствие, затем идут Лето и Богатство, Осень и Труд, Зима и Бедность. Так в своей картине Никола Пуссен воссоздаёт путь человеческой жизни.