На днях в Российской государственной библиотеке искусств презентовали книгу искусствоведа Марии Демидовой "Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство XV–XVII веков". Не секрет, что на картинах знаменитых живописцев нет ничего случайного: каждая деталь и жест в них что-то да обозначают. Обозреватель Metro решила посмотреть, какие открытия припасены в очередном труде на эту неисчерпаемую тему.
Судя по всему, на художников Ренессанса оказали огромное влияние четыре трактата о символике: "Иероглифика" Гораполлона, "Гипнэротомахия Полифила" Франческо Колонны, "Книга эмблем" Андреа Альчато и "Иконология" Чезаре Рипы. Ренессансному мышлению нужны были символы, которые объясняли бы связь земного мира с небесным. Так появились эти трактаты, которые предлагали понятную художникам и мыслителям систему знаков. Рассмотрим некоторые из них.
Обнажённая
Этот сюжет – один из самых популярных в ренессансном искусстве. В его основе – образ спящей нимфы, символизирующей плодородие, из трактата "Гипнэротомахия Полифила" Франческо Колонны. "Спящая Венера" Джорджоне считается первым произведением, тема которого полностью посвящена мотиву спящей обнажённой в пейзаже. У неё вселенский смысл: красота спящей богини созвучна пейзажу. Как сказано в книге, телосложение и черты лица героини совершенны и воплощают неоплатоническую идею, что любовь есть желание насладиться красотой.
Муха
Муха встречается на нескольких картинах эпохи кватроченто (XIV век). Впервые она появилась на полотне "Портрет картузианского монаха" фламандского художника Петруса Кристуса. С одной стороны, будучи изображённой на парапете, муха создаёт оптическую иллюзию и обозначает границу между живописным и реальным пространством. А в чисто символическом смысле муха рассматривалась в искусстве Ренессанса как знак смертности и олицетворение зла (особенно на картинах, где она есть возле Мадонны или Христа). В трактате "Иероглифика" муха символизировала ещё и дерзость. Дерзость как вариация греха гордыни в картине Петруса Кристуса оттеняет смиренность героя.
Гранат и клубника
На центральной створке известного триптиха Иеронима Босха "Сад земных наслаждений" изображены гигантские плоды: герои картины ими лакомятся, поклоняются им и в них живут. Плоды больше всего похожи на клубнику и гранат. "Картина посвящена тщете мирской славы и вкусу клубники или граната, который сразу после вкушения исчезает почти бесследно", – пишет хранитель испанской Королевской библиотеки Эскориала Фра Хосе де Сигуэнса.
Ворона
Образы трактата "Иероглифика" использовал и итальянский живописец Бернардино Пинтуриккио. На фреске "Возвращение Улисса" на ткацком станке над фигурой Пенелопы можно увидеть ворону. В "Иероглифике" сказано, что пара этих птиц неразлучна всю жизнь, поэтому две вороны символизировали брак, а одинокая птица обозначала вдовство. Таким образом, ворона на фреске обозначает состояние Пенелопы до возвращения Одиссея, её уверенность, что он погиб.
Лютня
Ключом для понимания картины Ганса Гольбейна – младшего "Послы" является лютня с порванной струной. Этот образ взят художником из "Книги эмблем" Андреа Альчато и содержит политический подтекст. В сборнике есть эпиграмма, в которой описывается лютня – символ того, как нужно заключать и поддерживать соглашения с союзниками. Порванная струна – символ расстройства музыкальной и земной гармонии и одновременно указание на хрупкость договоров между людьми. На картине изображены французские послы, и, скорее всего, она была скрытым предупреждением Генриху VIII, который собирался инициировать новую фазу церковного раскола.
Хоровод
Картина Никола Пуссена "Танец под музыку времени" несколько раз меняла владельцев и название: "Танец часов", "Танец времён года" и т. д. Это отражало неопределённость в понимании смысла произведения. Судя по всему, сюжет картины отсылает к аналогичному из трактата "Иконология" Чезаре Рипы. Четыре аллегорические фигуры движутся слева направо. Отсчёт движения начинается с девушки с распущенными волосами, олицетворяющей Весну и Удовольствие, затем идут Лето и Богатство, Осень и Труд, Зима и Бедность. Так в своей картине Никола Пуссен воссоздаёт путь человеческой жизни.