На выставке "Союз нерушимый" хорошо видна разница между величием государства и жизнью людей

Красные ладони от аплодисментов, вера в будущее и горящие глаза – таким СССР увидят потомки
На выставке "Союз нерушимый" хорошо видна разница между величием государства и жизнью людей
Василий Кузьмичёнок / Metro
Выставка в честь 100-летия с момента создания СССР.

В этом году исполняется ровно 100 лет с образования Советского Союза. В Музее современной истории России к этой дате подготовились основательно. Там организовали масштабную выставку, посвящённую советскому государству.

На ней представлено около 150 работ более 100 художников, включая, например, Бориса Кустодиева, Кузьму Петрова-Водкина, Владимира Нисского, Константина Юона, Эрнста Неизвестного, Алексея Сундукова. Даже из этого списка понятно, что авторы экспозиции стремились показать разные стили и направления – от соцреализма до авангардизма.

– Нам хотелось осветить историю СССР, используя работы художников разных союзов и объединений, – рассказал президент Творческого союза художников России, вице-президент Российской академии художеств Константин Худяков. – Получилось показать всю картину жизни тех времён – хорошую, плохую, трагическую, драматическую, трогательную, триумфальную.  В СССР были художники, которые содержались государством и которых кормили очень хорошо. Но были и те, которые, упёршись рогом, работая в мастерских и подвалах, делали то, что считали нужным. И после развала Союза их искусство  хлынуло в массы.

Работы авторов, отобранные для экспозиции, имеют датировку от 1918 до 2022 года. Они размещены в 6 залах, отражающих разные периоды советской истории.

– В 20-х на работах художников можно заметить мотивы счастливого будущего, 30-е – торжество соцреализма, а, например, в послевоенный период есть большое разделение между официальным и неофициальным искусством, – объясняет Худяков. – Но надо сказать, что даже авторы, которые не кормились советской властью, часто изображали СССР с любовью.  

Наверное, поэтому в картинах, отражающих развал страны, тоже есть полярные настроения, объясняет художник:

– Кто-то воспринял это событие как освобождение от оков, но иногда можно рассмотреть ностальгию и сожаление.

Если бы о СССР судили только по картинам 

Демонстрации

Картина Кузьмы Петрова-Водкина. "Первая демонстрация. Семья рабочего в первую годовщину Октября. 1918 год".
Василий Кузьмичёнок / Metro
Картина Кузьмы Петрова-Водкина. "Первая демонстрация. Семья рабочего в первую годовщину Октября. 1918 год".

Развевающиеся красные флаги и ликующие народные массы – даже не принятый советской властью Кузьма Петров-Водкин изображал демонстрантов с блеском в глазах. 

Оптимизм

Виктор Русанов. "Игра".
Василий Кузьмичёнок / Metro
Виктор Русанов. "Игра".

На картине Виктора Русанова "Игра" видно главное противоречие жизни в СССР – дети играют в хоккей самодельными клюшками в валенках вместо коньков, но всё равно очень счастливы.

Съезды партии

Алексей Сундуков "Продолжительные нескончаемые аплодисменты".
Василий Кузьмичёнок / Metro
Алексей Сундуков "Продолжительные нескончаемые аплодисменты".

Алексей Сундуков в своей картине "Продолжительные нескончаемые аплодисменты" иронизирует над главным атрибутом советской политической жизни.

Серп и молот

Олег Леонов. "След истории".
Василий Кузьмичёнок / Metro
Олег Леонов. "След истории".

Современный художник Олег Леонов на картине "След времени", кажется, сожалеет, что символ единства рабочих и крестьян теперь разделён.