На излёте прошлой недели глава государства подписал указ о реализации в грядущем учебном году пилотного проекта в высшем образовании. На смену уже ставшим привычными бакалавриату (4 года обучения), специалитету (5 лет) и магистратуре (2 года) придёт трёхуровневая система высшего образования.
Первый уровень – базовый (4–6 лет), второй – специализированный (1–3 года для магистратуры, также ординатура и ассистентура-стажировка). Аспирантура будет третьим уровнем профессионального образования.
Кстати, "пилот" будет пока запущен в шести учебных заведениях, в том числе в Московском авиационном институте (МАИ).
Как рассказал ректор МАИ Михаил Погосян, пилотный проект будет вводиться в вузе в несколько этапов:
– Поначалу изменения коснутся специальностей группы "Авиационная и ракетно-космическая техника". Набор в 2023 году по этому направлению будет осуществляться на программы базового высшего образования продолжительностью 5,5 года. При этом иностранным студентам будет предоставлена возможность обучения как в новом, так и в текущем формате, а нынешних студентов нововведения не коснутся.
Михаил Погосян считает, что реформа позволит более чётко структурировать подготовку кадров по различным направлениям, исключив одновременную реализацию одних и тех же образовательных программ в форматах и бакалавриата, и специалитета.
– Это позволит сфокусировать усилия в работе над содержанием образовательных программ, – уверен ректор. – В конечном итоге за счёт более чётко расставленных приоритетов вырастет эффективность подготовки специалистов.
Новая система образования позволит нам готовить команды инженеров и лидеров изменений, имеющих не только базовые знания, но и практические навыки. Михаил Погосян
В нынешней реформе образования наибольшую настороженность вызывает то, что ни у общества в целом, ни у профессионалов ещё не было возможности ознакомиться с ней в форме каких бы то ни было нормативно-правовых актов или программных документов, сетует профессор Высшей школы телевидения МГУ Лидия Малыгина:
– Всё, что мы видели, – это публикации в СМИ и пресс-релизы на сайте Минобрнауки. Подобные тексты содержат лишь некие расплывчатые декларации о намерениях, но не позволяют понять, что именно скрывается за правильными, но многозначными словами. Никакого ощущения системности пока нет. Поэтому ждём проекты изменений в законодательство и надеемся, что они будут подвергнуты как всестороннему общественному обсуждению, так и профессиональной экспертизе.
В России уже проводились реформы образования в большой спешке, напоминает Лидия Малыгина:
– С их печальными последствиями нам предстоит иметь дело не один десяток лет. Нынешняя реформа может либо стать шагом к выводу нашего образования из кризиса, либо окончательно добить его. Остаётся надеяться, что всё будет проводиться обдуманно и без спешки.
Геннадий Слышкин, профессор, руководитель научно-исследовательской лаборатории "Лингвобезопасность и психология информационного воздействия" РАНХиГС, говорит, что универсальная проблема в процессе всех наших образовательных реформ – выхолащивание целей и содержания путём бесконечной бюрократизации:
– Если всё сведётся к написанию очередного вала стандартов, программ, планов, паспортов компетенций и так далее – всё пропало. Здравые педагогические кадры, которые не сумела уничтожить Болонская система, погибнут под этой лавиной.