Автором книги стала Татьяна Русинова, писательница, которая сама успела пережить развод, заставший её на чужбине – в Австрии, где ей пришлось начинать жизнь с нуля. В своём исследовании судеб неординарных женщин Русинова через личное восприятие пытается понять магнетизм наших соотечественниц и силу "русской живучести".
Её героинями стали восемь россиянок, чьи истории любви с европейскими художниками начинались ярко и вдохновенно, но, как правило, не заканчивались ничем хорошим. В книге можно узнать, как Анна Ахматова стала египетской царицей для Амедео Модильяни, изучить историю любви одной из важнейших художниц ХХ века Нади Ходасевич и Фернана Леже, а также прочитать про романы Диего Риверы с Ангелиной Беловой и Марией Воробьёвой-Стебельской. Есть здесь и непростая история сибирской сироты Лидии Делекторской, вдохновлявшей Анри Матисса, и описание грандиозного романа Галы (Елена Дьяконова) и Сальвадора Дали. И, конечно, эта книга не могла обойтись без художника Пабло Пикассо и его супруги балерины Ольги Хохловой.
Пикассо и Хохлову свёл Дягилев
Пикассо и Хохлова познакомились в Париже в 1917 году. Дочь полковника Русской императорской армии была балериной "Русских сезонов" Дягилева, для спектаклей которых Пабло Пикассо создавал декорации и костюмы. Вскоре после того, как они познакомились, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону, где художник познакомил её со своей матерью.
"Хоть женщина и тепло встретила Ольгу, она сразу предупредила: "С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина", – читаем в книге Татьяны Русиновой. – Влюблённый Пабло изо всех сил старался радовать Ольгу. Когда она заявила, что хочет узнавать своё лицо на картинах, он начал писать её в реалистичной манере. При этом Пикассо вплетал в полотна испанские мотивы, чтобы сделать Ольгу своей".
Свадьба, венчание и сын
Уже в июне 1918 года пара женится в мэрии Парижа и венчается в русской православной церкви. Это был ещё один подарок католика Пикассо его русской возлюбленной.
После свадьбы Ольга принимается активно вить семейное гнездо. Достойное воспитание, манеры и привычка Ольги общаться со сливками общества подарили Пабло новый для него статус светской персоны. Пикассо резко меняет свой круг общения под влиянием жены. Даже его манера живописи окончательно меняется в этот период: за кубизмом следует классический период.
Ольга бросает балет, хотя до конца жизни будет хранить свои пуанты и балетную пачку. В 1921 году у пары рождается сын Поль. Супруги счастливы как никогда. Жизнь Ольги омрачают только новости из России, где один из её братьев погиб, два других и отец примкнули к белой армии, а мама и сестра находятся в крайней бедности. Пикассо, впервые став отцом в 40 лет, наслаждается этой ролью, но недолго.
Читаем в книге: "По свидетельству друзей, пара начинает всё чаще ссориться. Ольга узнаёт, что отец пропал без вести, а мать постепенно сошла с ума и умерла. Вероятно, Ольге требовалась поддержка близкого человека в это непростое время. Пикассо же устал от спокойной семейной жизни и отдалился от Ольги, чтобы посвятить себя работе. Подозревая мужа в неверности, Хохлова устраивает сцены ревности, что ещё больше раздражает художника. На портретах жены этого периода больше нет нежности. Сюрреалистические фигуры изображают агрессивных монстров. Ольга пытается смириться с этим с помощью религии, её всё чаще видят в православной церкви, а вот Пикассо увлекается коммунизмом. Стоит только гадать, какой удар это был для Ольги, потерявшей из-за коммунистической России почти всю свою семью.
Вскоре Пикассо прямо на улице встречает 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. Он сам подошёл к сероглазой блондинке и, пытаясь впечатлить, произнёс: "Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи". Девушка была очарована его напором, но имя мастера ей ничего не говорило. Подтянутая молодая девушка становится натурщицей, новой музой и любовницей Пикассо. Эта связь длится около восьми лет.
Наверное, Ольга знала, что в жизни Пабло есть другая женщина, но последней каплей для неё стал внебрачный ребёнок. Когда в 1935 году Мари заявила, что родила дочь от Пикассо, Ольга покинула квартиру вместе с сыном".
Супруги официально так и не развелись до смерти Ольги Пикассо. В 1952 году, когда ей было 60 лет, у Ольги Хохловой обнаружили рак, через три года она умерла. По некоторым данным, бывшая балерина страдала и из-за потери рассудка.
Поль Пикассо
Судьба единственного сына Ольги Пикассо сложилась тоже печально.
Одна из возлюбленных Пикассо Франсуаза Жило, ровесница Поля, в своих дневниках описывала, как жестоко писатель обходился с первенцем. Он прилюдно унижал его, называл дураком, который ни на что не способен. Пол не имел права заходить в дом отца, работал шофёром в его новой семье за скромное жалование. Поль страдал от алкоголизма и наркозависимости, он умер от цирроза печени. Его дочка Марина Пикассо написала книгу воспоминаний, полную детских обид на отца, но в этом она винила известного деда. Согласно книге, Поль был слишком слаб и привязан к отцу, чтобы что-то самостоятельно предпринять.