– Самое главное – чтобы два партнёра смотрели в одну сторону, на уровне целей и ценностей, – делится с Metro своим опытом Анна Собянина, директор маркетингового агенства A.Studio. – Например, клиент попросил вернуть деньги. Один партнёр скажет: "Нет, будем судиться до конца". А другой скажет: "Быстро вернём и будем работать над другой задачей". Если подходы совпадают – работать очень просто, все вопросы решаются быстро, а если нет – тратится очень много энергии впустую и бизнес буксует.
Несмотря на то что партнёры должны быть сплочены одной идеей, у них должны быть разные зоны влияния, добавляет предпринимательница. Когда зоны не пересекаются – работать легко, а если один лезет в зону ответственности другого, бесконечные дискуссии будут высасывать энергию, которая могла бы пойти на развитие проекта.
– У всех могут быть проблемы и сложные времена, люди могут болеть и впадать в депрессию. Поэтому партнёрам также нужно уметь идти на компромисс и договариваться, – подводит итоги Анна, которой посчастливилось найти подходящего партнёра.
Однако не всем так везёт. Лариса Буткина взяла в партнёры девушку, которая оказалась авантюристкой. Арт-агентство было оформлено на паспорт этой девушки, а спустя некоторое время обнаружилось, что паспорт куплен. В результате Лариса долго участвовала в различных допросах, прежде чем смогла закрыть компанию.
– Во-первых, нужно быть уверенным в благонадёжности своего партнёра, в том, что он в ладах с законом, – делает выводы эксперт. – Во-вторых, у партнёра должно быть и денег, и времени больше, чем ему нужно на жизнь. Это "больше" и пойдёт на развитие бизнеса. В противном случае он будет всеми силами пытаться выжить и, вполне возможно, начнёт воровать. В-третьих, у партнёра должен быть опыт в той сфере, в которой открывается бизнес.
Следующего партнёра Лариса выбрала с учётом своих ошибок – новый партнёр имела хороший опыт в арт-бизнесе и была финансово устойчивой, но, к сожалению, совершенно не хотела работать (то уезжала в отпуск, то брала отгул, то болела). Она вела себя не как полноценный партнёр, а как консультант, при этом получала половину прибыли компании. В итоге Лариса быстро почувствовала выгорание, закрыла фирму и перешла на фриланс, где с удовольствием отвечает сама за себя.
– Любое партнёрство заканчивается, так как все мы смертны и бизнесы тоже смертны. Поэтому на старте бизнеса нужно провести партнёрскую сессию, чтобы прояснить намерения партнёров на всех этапах бизнеса. По результатам этой сессии составляется партнёрское соглашение, – объясняет Metro Владимир Фокин, бизнес-адвокат.
Партнёрское соглашение – это более сложный документ, чем брачный контракт, потому что нюансов развития отношений в бизнесе больше, чем в семье, добавляет эксперт. На партнёрской сессии обсуждается 3 блока вопросов. 1-й блок – кто что вкладывает, в какие сроки и что будет, если проект не взлетит. 2-й блок – как будет происходить управление по ключевым вопросам на стадии активного развития проекта, а также как будет делиться прибыль и убытки. 3-й блок – прекращение проекта, если "волна иссякла", если один участник захотел забрать свою долю или произошёл внезапный уход партнёра по медицинским причинам.
– Партнёрское соглашение оформляется так же тщательно, как договор купли-продажи квартиры. И только после того, как подписано партнёрское соглашение, имеет смысл составлять уставы, договоры и регламенты, – говорит бизнесмен.
Как выбрать партнёра и не ошибиться:1. Составить план развития компании хотя бы в своей голове. 2. Подумать, какие ресурсы нужны и где их можно получить. 3. Решить, брать того или иного человека в партнёры или нет, сходитесь ли вы по ценностям и будет ли вам приятно вместе работать. 4. Провести партнёрскую сессию. Даже с другом нужно оформить бумаги, чтобы не пришлось в дальнейшем воевать. 5. Составить уставы, договоры и регламенты.Владимир Фокин, председатель Московской коллегии адвокатов "Фокин и Партнёры".