Ещё до свадьбы Сергей рассказывал Алёне о знаменитом родственнике, которого называл одним из первых парфюмеров России.
– Он так увлёк меня легендами об Иване Герке, что мне стало интересно, правда это или нет, – рассказывает Алёна Metro. – После замужества я стала составлять наши родословные, и выяснилось, что это были совсем не легенды.
Поиск информации об известном в прошлом парфюмере был похож на детектив, признаётся девушка:
– Я стала знакомиться с людьми, которые занимаются парфюмерным делом, изучать архивы. Было ощущение, будто провожу расследование, сопоставляя факты, чтобы добраться до истины. Удалось выяснить, что Иван Герке, приехав в Россию из Любека 22 мая 1785 года, сначала работал цирюльником, а потом на Невском проспекте в Петербурге основал своё предприятие – "Помадную фабрику под № 1". Цифра 1 в названии могла появиться по двум причинам: так Иван Герке подчёркивал, что это первое предприятие такого рода в России, но доказательств этому у меня нет. Либо это был грамотный рекламный ход.
Как ясно из вышесказанного, Иван Герке начал с производства помады. Но не для губ, а для... волос.
– Раньше так называли средство для укладки, – объясняет Алёна. – Вполне логично, что Иван Герке, знакомый с парикмахерским делом, начал именно так.
Развить производство Ивану Герке неожиданно помогла Великая французская революция.
– В ответ на неё императрица Екатерина II ввела санкции – запретила ввоз товаров из Франции. Иван Герке расширил производство. Он стал изготавливать и тут же продавать – магазин Ивана Герке находился в одном здании с фабрикой – жидкие духи, мыло в шарах, пудры и другую парфюмерную продукцию. Говоря современным языком, Иван Герке в XVIII веке занимался импортозамещением. Слава о нём росла. Например, в одном литературном произведении была такая фраза "От Капитана веяло благовонной атмосферою Герке". Так описывали приятные ароматы, царившие в магазине.
Самым популярным был запах бергамота. И люди верили, что духи приносят здоровье.
– Тогда говорили: "Хорошо пахнущий человек – здоровый человек", поэтому духов на себя не жалели.
В будущем Иван Герке стал продавать у себя кёльнскую воду (с французского – одеколон) и лавандовую воду. А впоследствии его фабрика стала поставщиком духов для двора императора Николая I.
После смерти основателя компании его дело продолжили сыновья и внуки. Но в 1880-х семейный бизнес перестал функционировать, рассказывает Алёна.
– Мне до сих пор не удалось выяснить точную причину. Видимо, потомки Ивана Герке потеряли интерес к фабрике. Это одна из немногих загадок, которую мы пока не разгадали.