Первый человек, с которым я заговорила, – 44-летний Игорь. Он активно участвовал в собеседованиях работодателей и выглядел достаточно уверенно. Оказалось, что он недавно занял второе место по Москве и третье по России в конкурсе профессионального мастерства среди людей с инвалидностью "Абилимпикс". Ему за победу вручили 100 тысяч рублей и сертификат на покупку смартфона. "А лучше бы на работу помогли устроиться", – поделился Игорь.
Он мечтает работать на удалёнке в техподдержке за 50–60 тысяч рублей. На фестивале уже получил два предложения, но это работа в офисе и с большим уровнем ответственности, чем он хочет. Но Игорь не отчаивается, так как ещё не обошёл всех работодателей – а их аж 20!
– Самая моя первая работа была в школе № 542 для больных детей и детей инвалидов, – рассказал Игорь. – Меня как инвалида детства с неврологическим заболеванием не имели права сокращать, однако сделали это. Мне сказали: "Вы занимаете ставку 25 тысяч рублей, у нас таких денег нет". И с 2017 года я нахожусь в поиске работы. Чтобы как-то выжить, ремонтирую компьютеры на дому. А чтобы не терять времени, на "Госуслугах" зарегистрировался и прошёл бесплатное обучение по защите персональных данных в академии IT и получил сертификат Сколково. Дипломы мне придают уверенность, но потенциальным работодателям они не очень интересны.
Пока мы разговаривали с Игорем, мимо меня прошла большая группа молодых людей 18–20 лет в сопровождении яркой и активной Натальи Алимкиной, заведующей практикой колледжа № 23.
– Не будете работать? Будете безработными? – возмущалась она, обращаясь к ребятам.
– Ага, не будем, – подтвердили они и отправились из зала, где проводились собеседования, на тренинг личностного роста.
Я тут же подошла к Наталье и попросила рассказать о своих воспитанниках.
– Я привела на фестиваль детей с умственной отсталостью, инвалидностью разного вида и физическими заболеваниями, – поделилась она. – Их нужно социализировать и привить им любовь к труду. Так как ребята с отклонениями, им нужен специальный график работы. Было бы хорошо, чтобы они после колледжа работали по 4 часа и не чувствовали себя изгоями. И больше всего я бы хотела, чтобы они устроились на работу в клининг, так как учатся на работников профессиональной уборки.
Я искренне пожелала Наталье удачи в трудоустройстве её воспитанников и пошла разговаривать с компаниями-работодателями. Больше всего людей столпилось возле компании "Игруля", которая обучает на сборщиков игрушек для собак и кошек.
– Мы обучаем и трудоустраиваем к себе инвалидов с практически любым заболеванием, кроме тремора, – рассказал руководитель компании Дмитрий Алифанов. – У нас работает и Даша с эпилепсией, и Олег с ДЦП, и Артём с ментальным заболеванием, и Дмитрий Петрович после инсульта, хоть у него двигаются на правой руке только 2 пальца.
По словам Дмитрия, курс по изготовлению игрушек прошли уже более 90 человек в возрасте от 18 лет до 71 года. В новую группу он записал на обучение 14-летнего мальчика и 78-летнюю бабушку. "Игруля" никому не отказывает в работе и подработке. Единственное правило – работать не меньше 3 часов в день, чтобы получить навык ручной работы. При 8-часовом рабочем дне мужчины зарабатывают 40 тысяч рублей, женщины – 30 тысяч рублей. Разница в оплате, потому что мужчины выполняют более тяжёлую физическую работу – делают игрушки для собак.
Дмитрий мечтает, чтобы Москва выделила "Игруле" помещение. Так как сейчас у компании помещения нет, ему приходится на каждое занятие таскать на себе в коворкинг более 40 килограмм материалов для игрушек. А ещё он может трудоустроить меньше инвалидов, так как после обучения людям приходится работать на дому, соответственно, изобретённая им технология, когда слепой и глухой могут работать в паре, не реализуется.
В очереди на собеседование в "Игрулю" стоял Евгений – человеком с очень грустными глазами. Я спросила, как давно он ищет работу.
– До коронавируса у меня была 3-я группа инвалидности и я работал администратором ночной смены в хостеле, – рассказывает он. – После болезни мне присвоили 2-ю группу инвалидности – и с тех пор меня никуда не берут на работу. Говорят открыто: "Нам за тебя отвечать, извини, не можем принять".
У Евгения высшее образование – он специалист по туризму. Но последнее время искал вакансии попроще, например, сборщиком заказов на маркете, и всё без толку. На фестиваль возлагает большие надежды. Ему больше всего понравилась вакансия специалиста в "Городе идей", но и против ручного труда он не возражает. Единственное, Евгению из-за инвалидности нельзя поднимать тяжести.
Уходя с фестиваля, я не смогла пройти мимо маркетплейса, где продаются товары, сделанные людьми с инвалидностью и людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Я купила несколько тряпичных дракончиков – символов наступающего года и мыло ручной работы. Все изделия изготовлены с душой и теплом в инклюзивных и трудовых мастерских, созданных при поддержке города. Дракончика поставила на рабочий стол и радуюсь, что у меня есть работа.