Россия за пять лет увеличила экспорт шоколада на 40%, но есть проблема

Объём экспорта шоколада из РФ вырос до $781 млн в год за последние пять лет, сообщили в центре "Агроэкспорт". Metro выяснило, куда отправляются российские кондитерские изделия и что может навредить будущим поставкам
Россия за пять лет увеличила экспорт шоколада на 40%, но есть проблема
Copyright (c) 2014 Fortyforks/Shutterstock.
Шоколад стимулирует нейронную активность в областях мозга, связанных с удовольствием и вознаграждением, что уменьшает стресс и улучшает настроение.

Как рассказала Metro Арина Тинькова, эксперт Экономического факультета РУДН, на мировом рынке шоколада Россия традиционно занимает 11–14-е место среди всех экспортёров. При этом текущие цифры говорят лишь о восстановлении потерянной позиции.

— Пик продаж российского шоколада пришёлся на 2021 год, когда было экспортировано продукции на $863 млн. После этого произошёл спад более чем на 30%. Показатели 2023 года свидетельствуют о восстановлении поставок.

Стоит отметить, что экспорт шоколадной продукции растёт даже в условиях санкционной политики, рассказала Metro Юлия Тулупникова, старший преподаватель кафедры экономической теории и мировой экономики университета "Синергия". 

Сегодня в число крупнейших экспортёров шоколадных изделий России входят "Красный Октябрь", "Кондитерский концерн Бабаевский", "Рот Фронт", "Нестле Россия", АО "Ферреро Россия". На продажу зарубеж идёт почти 30% производимой продукции, которые в основном отправляются на рынки дружественных стран – Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Китая, ОАЭ и Саудовской Аравии.

ЦИТАТА
Чтобы начать зарабатывать на африканском рынке, достаточно лишь договориться с местными кафешками, которые с удовольствием “продвинут” продукцию российского производителя среднему классу.
— Арина Тинькова, эксперт Экономического факультета РУДН

— Крупнейшее же направление экспорта шоколада России традиционно занимает КНР, на которую приходится до 10% продукции, — отметила Тинькова. — Среди "неожиданных" направлений можно назвать Саудовскую Аравию, куда поставляется продукции на сумму более $33 млн. в год.

При этом Россия также является и крупным импортёром шоколада, в особенности из стран Европы. Среди крупнейших поставщиков – Германия (бренд Ritter Sport), Италия (компания Ferrero, которой принадлежит бренд Kinder) и Польша. 

В случае с импортом из Европы, стоит отметить, что речь идёт не только о ввозе готовых кондитерских изделий, но также о закупке европейского сырья и работе по франшизе, так как полный классический цикл от закупки и переработки какао-бобов до производства могут себе позволить лишь крупные российские фабрики.

В целом европейский рынок достаточно насыщен шоколадной продукцией, поэтому российским производителям необходимо осваивать другие направления, уверена Тинькова. Например, стоит обратить внимание на африканский рынок, где сегодня доминируют европейские транснациональные компании, чья дорогостоящая продукция доступна лишь элите.

Однако помешать развитию бизнеса могут стремительно растущие цены на какао-бобы из-за неурожая 2023 года. В число стран, поставляющих сырьё для изготовления шоколада и пострадавших от засухи, входят Кот-д’Ивуар, Эквадор, Гана и Нигерия. 

Согласно данным Международной организации какао-производителей, биржевые цены на какао-бобы начали резко расти с начала 2023 года, увеличившись с того момента почти в 2 раза. И они продолжают расти — среднемесячная цена на февраль 2024 года составила $5,6 тысячи за тонну, а в марте превысила отметку в рекордные $9,6 тысячи. 

Цифра
70–80%
– на столько, по мнению аналитиков, в России могут вырасти цены на горький шоколад в связи с последним увеличением цены какао-бобов. Стоимость молочного, по их же прогнозам, может вырасти на 50–60%.

— Впрочем, представители отрасли называют неурожай перманентным явлением, используемым как повод, чтобы лишний раз взвинтить цены, — отметила Тулупникова. — Это эффективный инструмент ценового давления на сговорчивость ретейлеров. 

Но всё же из-за повышения цены на сырьё и, соответственно, стоимости готовой продукции рискует сократиться и экспорт, продолжила Тулупникова. Однако есть и другая проблема — из-за роста объёма экспортируемой продукции происходит подъём цен на внутреннем рынке, а иногда даже локальный дефицит товара.

— Ключевые поставщики нашли новые каналы сбыта продукции, например, тот же Китай, и теперь в меньшей степени заинтересованы в льготных схемах и скидках для отечественного бизнеса.