На выставке впервые представлены два альбома, позволяющие взглянуть на Соловки 1920–30-х гг. с двух разных ракурсов. С одной стороны, глазами лагерных начальников, которые делали фотографии для отчёта о работе ОГПУ как "идеального места для перевоспитания особо опасных преступников в полезных членов общества". С другой – взглядом заключённых Казаринова и Евневича, которые нарисовали и подробно описали более 400 архитектурных и археологических памятников Соловецкого архипелага, большинство из которых в настоящее время утрачены.
– Соловки – точка сложного сплетения истории: от уникального монастыря, столетиями охранявшего северные границы государства и ставшего культурным и хозяйственным центром Русского Севера, до масштабного эксперимента ХХ века, который положил начало системе ГУЛАГа. Через объектив фотографа, карандашные рисунки и фрагменты оригинальных текстов мы предлагаем посмотреть на Соловки глазами тех, кто почти столетие назад оказался на островах по своей воле против неё, — рассказала Metro куратор выставки Олеся Сириченко, сотрудник Музея истории ГУЛАГа, специалист по истории Соловков.
Оригинальные альбомы бережно представлены в витринах, на стенах – увеличенные копии эскизов, записей и фотографий.
На лагерных бланках, простым карандашом
Летом 1934 года Александр Евневич и Пантелеймон Казаринов обошли весь Соловецкий архипелаг (а это шесть крупных и более 200 мелких островов) и запечатлели все, что видели, стараясь зафиксировать даже малопримечательные детали архитектурных шедевров. Рисовали на лагерных бланках простым карандашом – деревянные церкви, хозяйственные постройки, кресты и колокола, древние каменные лабиринты, курганы.
– Эти любительские рисунки бесценны для историков архитектуры и до сих пор востребованы у реставраторов, восстанавливающих Соловецкий архипелаг. Примерно 80% этих объектов утрачены и сохранились только в этом небольшом альбоме в рисунках двух людей. 188 архитектурных объектов впервые получили фиксацию в виде эскизов, чертежей, замеров, – сказала Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева.
Помимо рисунков двух заключённых, здесь можно ознакомиться с их документами, биографией – каждый из них внёс вклад в российскую науку. Оба учёных были расстреляны в 1937 году.
Он знал восемь языков… Ночами занимался своими изобретениями, которые рассматривал и одобрял лично Владимир Ильич Ленин. Он получил много патентов – как отечественных, так и зарубежных. Кроме того, он отлично играл по памяти всю классику и импровизировал. Стены были увешаны его картинами масляной краской. Письма писал маме только в стихотворной форме. Из воспоминаний дочери Александра Евневича
Преступники и святые в одном кадре
Второй документ, представленный на выставке, – альбом фотографий, отражающих инфраструктуру и быт лагерной жизни. Это своеобразный фотоотчёт, с помощью которого начальники Соловецкого лагеря докладывали о своей работе.
На снимках мы видим, что в недрах этого лагеря смерти трудились талантливые изобретатели и учёные, продолжавшие и здесь делать открытия. Они выращивали растения и разводили птиц, создали свой лагерный оркестр. Архиепископ Верейский Иларион, впоследствии причисленный к лику святых, работал вязальщиком рыболовных сетей. Есть на фотохронике и писатель Максим Горький в сопровождении лагерного руководства во время своего визита на Соловки в 1929 году.
Кроме заключённых на чёрно-белых фотографиях запечатлены начальники – их имена упоминать не хочется, правда, одно имя многие узнают – Фёдор Эйхманс, руководивший Соловецким лагерем с 1923 по 1929 гг., – один из главных героев романа Захара Прилепина "Обитель".