Чтобы ребёнок рос в соответствии со всеми нормами, родителям важно обратить внимание на его речь. Развивать её в домашних условиях можно с помощью подручных средств и простых тренажёров. Как это сделать, Metro рассказала логопед-дефектолог, автор коррекционно-развивающей программы, сооснователь сети логопедических центров "Разноцветные цыплята" Елена Мельникова.
Как развивать дыхание
Вся наша речь образуется на выдохе. Важное условие развития правильной грамотной речи – плавный и длинный выдох, который можно и нужно тренировать.
– Упражнения на дыхание можно начать в период с 1,5 до 4 лет. Во всех играх нужно идти от простого к сложному – это принцип педагогики. Тогда у ребёнка не будет негативного отношения к упражнениям, ведь всё получается быстро и легко, – говорит Елена Мельникова. – Для занятий можно рекомендовать несколько упражнений.
1. Возьмите маленький кусочек ваты, положите на край стола на уровне рта ребёнка. Покажите ему, как набрать воздух в лёгкие и выдохнуть на ватку. Обязательно обратите внимание на то, что при выдохе губы нужно складывать в трубочку. Тогда воздушная струя будет направленная, и вата сдвинется с места. Помните, что для ребёнка важен результат. Когда у него получится сдвинуть ватку, положите рядом ещё одну и дуйте вместе – у кого дальше улетит. Соревновательный момент будет восприниматься как игра, подарит хорошие эмоции и мотивирует дуть сильнее. Начинать упражнение можно с полутора лет.
2. Налейте в прозрачный стакан немного воды и покажите ребёнку, как дуть в коктейльную трубочку в воду, чтобы получились пузырьки. Часто дети втягивают воду, потому что так привыкли. Но если показать ребёнку, что нужно набрать воздух и только потом взять в рот трубочку, он правильно поймёт условия. Начинать упражнение можно с 2,5 года.
3. Играйте с ребёнком в футбол. На любом маркетплейсе можно купить маленькие ворота и мячики и учиться их задувать. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Если воздушная струя слабая, мячик в ворота не закатится. Можно усовершенствовать игру и соревноваться, кто больше "забьёт" в ворота. Начинать упражнение можно с 2,5 года.
4. Используйте праздничные гудки и дудки. Чтобы язычок дудки развернулся, у ребёнка уже должен быть выработан сильный выдох. Поэтому такое упражнение подходит для детей с 3 лет и старше. Если понимаете, что ребёнок готов – смело пробуйте новое.
5. Надувайте мыльные пузыри. Подойдут самые обычные, которые продаются в ближайшем магазине. Начинайте с маленьких пузырей, затем учите ребёнка выдувать пузыри побольше – тренируйте сильный выдох. Сразу большой пузырь не получится, но со временем будет получаться всё лучше. Проверено на практике.
6. Задувайте свечи для торта. Устройте день рождения любимой игрушки или придумайте игру с участием других членов семьи. Задувайте свечки, начиная с одной, и постепенно добавляйте по штуке раз в неделю или реже. Работает общее правило: чем больше свечек, тем сложнее задуть их одновременно. Начинать упражнение можно с 2 лет.
7. Купите игру-тренажёр "аэробол". Ребёнку нужно вдувать воздух в отверстие и удерживать лёгкий шарик в воздухе. В результат выдох становится длительным и сильным. Помимо "аэробола" можно приобрести и другие игры на дыхание – их достаточно на любом маркетплейсе. Начинать упражнение можно с 3 лет.
8. Надувайте воздушные шарики – это хорошо развивает лёгкие. Выбирайте тонкие шарики, которые легко надуть и затем устроить дома маленький праздник. Начинать упражнение можно с 3 лет.
– Также можно дуть на чай или какао, использовать любые игры, связанные с дыханием. Важно отмечать даже небольшие успехи ребёнка и следить за тем, чтобы выдох становился всё длиннее, – говорит эксперт. – При этом упражнения на дыхание нужно проводить ежедневно. В день достаточно одной игры, которая занимает примерно 10–15 минут. Чтобы ребёнок не утомлялся, сценарии стоит чередовать, использовать разные детали и игрушки.
Как развивать артикуляцию
– Помимо дыхания огромную роль в развитии речи играет артикуляционный аппарат – комплекс органов, которые обеспечивает процесс образования речи. В него входят губы, щёки, зубы и язык. Их тоже можно и нужно развивать, – объясняет Елена Мельникова.
1. Давайте жевать твёрдую пищу
С раннего возраста ( с 8 месяцев) нужно развивать челюсть и жевать твёрдые фрукты, овощи. Чтобы ребёнок не подавился, нарезайте яблоки или груши на мелкие кусочки и используйте ниблер с удобной сеточкой. Ниблер – это приспособление для прикорма, похожее на пустышку. Состоит из ручки и насадки с дырочками. Внутрь неё кладут кусочки еды, плотно закрывают и дают малышу. Он вытягивает еду и таким образом учится жевать без риска подавиться.
Жевание фруктов и овощей не только помогает развивать челюсти, но и формирует правильный прикус, положительно влияет на речь в будущем. Твёрдую пищу нужно давать ежедневно, постепенно увеличивая её долю в рационе ребёнка.
2. Выполняйте артикуляционную гимнастику
Начиная с 2 лет уже можно выполнять артикуляционную гимнастику. Конечно, упражнения должны быть в форме весёлой игры, как и любое обучение в таком возрасте.
Вместе с ребёнком можно придумать сказку про язычок или взять готовый сюжет из Интернета и просто вставлять в него упражнения. Такие занятия не будут утомлять малыша и принесут много пользы.
Не показывайте готовые артикуляционные упражнения на картинках – это не сработает. Сядьте с ребёнком перед зеркалом и показывайте упражнения сами, а затем просите его повторить.
Елена Мельникова
– Плоскостные картинки в 2 года могут быть просто непонятными и неинтересными. Используйте другие методы и действуйте по уже знакомому принципу "от простого к сложному". К примеру, намажьте малышу губы сметаной и попросите облизать как котёнок. Сладкое для игр лучше не использовать, – поясняет Елена Мельникова. – С 3 лет можно садиться к зеркалу и выполнять различные упражнения совместно. Вполне достаточно делать гимнастику 1 раз в день в течение 7–10 минут и привязать её к чистке зубов или другому рутинному действию, чтобы не забыть.
Если у ребёнка сильный тонус языка, нужно делать упражнения на расслабление. Например, предложите малышу кусать кончик языка зубами и обязательно следите за прогрессом.
– Логопеды используют артикуляционную гимнастику, чтобы укрепить или расслабить язык, щёки, нёбо, губы или уточнить работу артикуляционных поз языка. Каждое упражнение направлено на определённое действие и выполняется по 2 раза в день от 5 до 20 счётов. Для общего развития можно делать любые упражнения, но в работе с логопедом будет больше конкретики, – говорит эксперт.
Как накопить активный словарный запас
Активный словарный запас – то, что говорит ребёнок. Его можно накапливать уже с полутора лет и начинать с существительных, которые называют предметы. Это должны быть вещи из окружения ребёнка: игрушки, мебель, одежда и обувь.
– Учить слова можно за повседневными делами: пока малыш одевается или наряжает куклу, помогает сервировать стол или играет с другими детьми на площадке. Первыми должны быть слова, которые встречаются каждый день, всё, что входит в ближайшую зону развития ребёнка, – говорит эксперт. – После существительных можно добавлять глаголы. К примеру, малыш говорит "мяч", родители добавляют действие "мяч может прыгать, катиться, отскакивать". Глаголы лучше подвязывать к существительным, потому что их нельзя пощупать, потрогать руками. Но с ними можно выполнять различные действия, например: "Покажи, как я сплю" – и менять глаголы и переносить действия на ребёнка. Глаголы вообще лучше отрабатывать на человеке, потому что к повседневной деятельности можно применить очень много новых слов-действий: пить, есть, смеяться, прыгать, одеваться, спать, работать, играть, петь, танцевать, прыгать, разговаривать, рисовать и т. д.
К существительным и глаголам уже можно присоединять прилагательные. Чаще всего это признак предмета – цвет, форма, размер. Сначала дети могут называть только цвета, а родители и педагоги уже должны научить другим признакам. Так в активном словаре постепенно появляются “красивый, гладкий, большой” и т. д. Над накоплением словарного запаса можно и нужно работать ежедневно, безусловно, в игровой форме.
– Домашние упражнения и игры подходят для общего развития речи, но не решают проблемы, если они есть. Чтобы выявить нарушение вовремя, необходимо обращаться к логопеду-дефектологу как можно раньше, – подводит итог эксперт.
Читайте также: Как понять, готов ребёнок к школе или нет – мнение эксперта