В полнометражном дебюте режиссёра Василиса Кацуписа "Внутри" Уиллем Дефо сыграл роль вора по имени Немо, который специализируется на кражах произведений искусства. Однажды, во время совершения очередного ограбления, он оказывается запертым в роскошном пентхаусе.
В центре картины – сам герой Дефо, его характер и непростые обстоятельства, в которые он попадает. Дефо рассказал в интервью, как рождался персонаж и какой предыдущий опыт и техники применял при его создании.
Что именно привлекло вас в этом проекте?
– В целом само предложение показалось мне весьма интересным. Но мне нужно было встретиться с режиссёром и продюсером, увидеть их подход, почувствовать режиссёра, поскольку он дебютант, и я ничего о нём не знаю, и мне не на что было ориентироваться. Но мы начали общаться, и парень мне нравился всё больше и больше по мере того, как я узнавал его.
Поскольку действие фильма сосредоточено только на вашем персонаже, о чём были те ваши ранние разговоры с Василисом Кацуписом?
– Мы очень мало говорили о Немо. Говорили о декорациях, об искусстве. Нам обоим было неинтересно говорить о Немо, потому что этот образ должен был родиться в самом процессе съёмок.
Как тогда проходил съёмочный процесс – много ли было импровизаций?
– Наверное, если вы не актёр, трудно поверить, что на самом деле тебе не поможет то, что ты для себя чётко решишь, каков твой персонаж. Персонаж – это больше, чем ты себе изначально представляешь, и больше, чем ты сам. Это опыт самозабвения, попытка передать другие мысли, другие чувства. Таков практически всегда мой подход. Так и в этом фильме мой подход заключался в том, чтобы посвятить себя тому, что я должен был делать, делать это и с учётом этого опыта переживать рождение персонажа.
"Внутри" снимали в хронологическом порядке. Зачем были нужны именно такие съёмки?
– Это было очень важно, это было необходимо. И у нас не было другого выбора, это был единственный способ добиться того, чего мы хотели. Всё должно было быть строго по рецепту, поскольку, если от него отойти, то можно всё испортить, и пути назад уже не будет. Вы не можете починить то, что сломано. Так и в конце фильма, особенно без спойлеров, можете ли вы представить себе возвращение к первой сцене после одной из сцен в конце? Для меня это невозможно. Мы сразу решили, что не хотим зацикливаться на длине волос, бороды и тому подобном – нам пришлось смириться с тем, что мы даже не знали точно, как долго герой там пробыл. Поэтому мы решили, что просто с первого дня съёмок я перестаю стричься. А дальше – как пойдёт. Я бы отрастил бороду, немного расслабился бы, может быть, немного похудел, пусть тяжёлый труд работает на меня. Представляете, за всё это время я ни разу не сходил после работы в бар, чтобы выпить пару кружек пива, – ничего такого не было.
В какой атмосфере приходилось работать, учитывая, что практически всё время герой проводит в изоляции?
– Надо сказать, это были весьма насыщенные деньки. Мы снимали на студии в Кёльне, в Германии, потому что там были очень высокие потолки, самые высокие из павильонов в Европе. Нам нужна была такая высота, чтобы построить пентхаус. Всё это время я был полностью сосредоточен на фильме и у меня не было другой жизни. Представьте, ты работаешь по 12 часов в день при том, что ты единственный актёр, и у тебя даже нет времени сходить на перерыв в актёрский вагончик. Как приходишь с утра на площадку, так и проводишь там весь день до вечера, не видя белого света. Потом возвращаешься домой, ешь что-нибудь и ложишься спать.
А как насчёт искусства – оно играет огромную роль для Немо, и в фильме показано много предметов искусства. Как всё это отбиралось и какое имело значение?
– Коллекция была очень тщательно подобрана галеристом Леонардо Бигацци. Он много общался с художниками, среди которых были и некоторые признанные мастера, и начинающие художники и их произведения. Он мог бы рассказать об этом лучше, потому что лично я не принимал никакого участия в их выборе, но этим выбором остался очень доволен. Некоторые были просто визуально очень привлекательными, что ему очень нравилось. В некоторых присутствовал политический подтекст, в некоторых было что-то, что отражало ситуацию, в которую попал Немо.
Что, по-вашему, люди вынесут из фильма "Внутри"? Это триллер, но, кажется, он поднимает гораздо более глубокие вопросы.
– Я очень на это надеюсь. И мне кажется, что, поскольку здесь есть элемент триллера, это понравится людям, которые жаждут захватывающего повествования. Но то, как он позиционируется, со всеми предпосылками, нестандартной ситуацией, элементами искусства, и роскошью, и этим парнем в ловушке – всё это затрагивает множество глобальных вопросов о нашем отношении к искусству, о том, что нам нужно, и о нашем отношении к роскоши. Многие вещи не навязываются, ими не тычут в лицо, но они неизбежно всплывают на поверхность. Мне нравится идея, что зрителям дают возможность создать свою собственную историю с Немо и пройти с ним вместе через все уготованные ему испытания. Когда вы видите, как он справляется со своими проблемами и препятствиями, которые появляются у него на пути, вы можете судить о его поведении. Сначала вы просто участвуете в этих событиях, прокручивая их в своей голове, а затем, позже, когда фильм действительно начинает обретать свой ритм, вы начинаете задаваться некоторыми из этих вроде бы элементарных, но почти экзистенциальных вопросов.