Усадьбе "Кусково" повезло пережить вторжение Наполеона, Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну. Возможно, имение с его оранжереями и роскошным парком оберегал просвещённый дух графа Шереметева, подарившего современникам один из первых театров и открывшего одну из лучших актрис своего времени – Прасковью Жемчугову.
В гости к Шереметевым через чёрный ход
Во дворце Шереметевых открыт парадный вход, но через “чёрный”, который предназначался для слуг, быстрее попасть в восточное крыло, где находились личные покои Николая Шереметева и его возлюбленной – крепостной актрисы Параши, незадолго до своей смерти ставшей законной Шереметевой.
Потрескавшаяся деревянная лестница с вытертыми от времени ступеньками ведёт из цокольного этажа в коридор, а оттуда уже в кабинет. Камин и большая изразцовая печь погасли больше века назад, и уже, видимо, навсегда: музей-усадьба не отапливается, чтобы не навредить экспонатам перепадом температур. Поэтому в бывших графских покоях царит особенная флигельная сырость.
На стенах много портретов: представители династии Шереметевых, Павел I, Екатерина II и сама Прасковья – в белом платье и богатой красной шали. Николай Шереметев заказал этот портрет крепостному художнику Николаю Аргунову сразу после тайного венчания с Парашей.
Тайная свадьба
Судьба Жемчуговой-Шереметевой уникальна для российской истории, ведь графы не имели привычки жениться на своих крепостных, а Шереметевы были одной из самых богатых семей в империи. Но Николай Петрович обожал театр, а Параша была удивительно талантливой актрисой и певицей, получившей блестящее образование и воспитание в графском доме. Как тут было устоять. После долгих лет тайной любви Шереметев женился на Прасковье, но скрывал свой брак от света вплоть до её смерти.
Последние годы супруги прожили в Санкт-Петербурге, а в "Кусково" заезжали погостить на несколько дней. В спальне Жемчуговой сохранилось огромное зеркало перед кроватью, модная по тем временам софа, резной столик, стулья и две расписные вазы. Цветная лепнина на стенах и дверях тоже оригинальная, сотрудники музея говорят, что она сделана из папье-маше. А вот обои и драпировку пришлось реставрировать – больше двухсот лет всё-таки прошло.
Три роли Прасковьи Жемчуговой
В полутёмной музыкальной гостиной старинный клавикорд ещё звучит, правда, уже еле различимо. В углу – вышитая Прасковьей картина, в центре комнаты – музыкальный столик с выдвижной подставкой для нот, а на каминной полке – мраморные львы и причудливые часы. Стрелки давно остановились, но механизм ещё исправен, так что часы можно завести, уверяют в музее.
На противоположной от камина стене висит огромный портрет графини Шереметевой на последних сроках беременности. Когда Аргунов писал этот портрет, Прасковьи уже не было в живых – вскоре после рождения сына её унесла чахотка. К тому времени болезнь уже погубила карьеру Жемчуговой: она потеряла свой чудесный голос, и граф закрыл театр.
Здание самого театра в "Кусково" не сохранилось, зато в прихожей, ведущей из центральной части дворца в музыкальную гостиную, остались этюды с его изображением, миниатюрные копии декораций и макет сада-лабиринта со сценой, где часто выступали артисты шереметевской труппы. Именно в "Кусково" Екатерина Великая подарила Жемчуговой драгоценный перстень, впечатлившись главной ролью Элианы в опере “Самнитские браки”. А на стене прихожей – сама актриса в образе Элианы, это третий портрет в усадьбе. Три портрета как три главные роли Жемчуговой: актрисы, графини и матери наследника всего несметного состояния Шереметевых.
Выставка продлится до 15 сентября, цена билета – 100 рублей.
Читайте также: Как и почему был убит российский император Павел I.