`Минобразования Московской области порекомендовало региональным школам не задавать ученикам "домашку" в течение первой учебной недели. Мы решили спросить мнения экспертов, а нужна ли вообще "домашка" в современных реалиях или она давно себя изжила?
Анатолий Вассерман, депутат, член комитета Госдумы по просвещению:
Домашнее задание необходимо. Во-первых, чисто технически невозможно дать ребёнку весь объём мате-риала на уроке. Во-вторых, школьникам очень важно учиться работать самостоятельно, а не только под надзором. Домашнее задание приучает к самодисциплине и самопринуждению. А навык самопринуждения – вообще один из ценнейших в мире. Без такого навыка будет очень тяжело добиться желаемого. В случае отмены домашнего задания новым поколениям будет гораздо сложнее найти себя в жизни и принести пользу другим. Что касается жалоб родителей на перегрузки, то это результат плохой методики преподавания. При правильной методике общая нагрузка будет меньше. В моё время с домашним заданием школьники справлялись гораздо быстрее.
Леонид Звавич, преподаватель математики, заслуженный учитель России, автор более ста книг и статей:
Отменять точно не надо, но можно сделать домашнее задание добровольным. Кто выполнит, получает пятёрку. Что касается нагрузки, то я не думаю, что такие уж большие задания дают нашим ученикам. Всё дело в том, что ученик понимает и что умеет, а очно или заочно – не так уж важно. Учитель и родители всегда могут помочь. Если мы поставим бревно на козлы и начнём пилить вдвоём, то не будем уставать довольно долго. Но если мы на козлы закрепим пилу и будем бревном водить по ней, то устанем значительно быстрее. Кроме того, у ребёнка должен быть ещё и интерес. Например, учитель должен как-то интересно преподнести список литературы, чтобы хотелось идти к книжному шкафу и доставать эти книжки.
Ирина Волынец, уполномоченный по правам ребёнка в Татарстане:
Главная задача школы – научить ребёнка учиться. Самостоятельная работа необходима и для закрепления знаний, и для того, чтобы ребёнок умел сам ориентироваться в программе, заниматься исследовательской деятельностью. Другое дело, что сегодня подход к образо- ванию изменился по сравне- нию с тем, каким он был в Советском Союзе. Раньше наше образование было сформировано на основе понятийного мышления и признавалось лучшим в мире. Сегодня вся нагруз- ка, связанная с домашним заданием, ложится на ро- дителей, так как многие дети не способны учиться самостоятельно. Более того, родители тоже не всегда мо- гут помочь, поскольку они некомпетентны, не помнят школьную программу и их самих воспитывали по дру- гой методике.
Елизавета Жесткова, психолог:
Часто складывается впечатление, что домашнее задание задаётся не ребёнку, а родителям. И вот сидят они до ночи: мама клеит поделку, папа решает задачку по математике, бабушка читает вслух заданный параграф... Многие страны давно перешли на то, что дети вы полняют дополнительные самостоятельные задания прямо в школе, под контролем учителя, особенно младшие классы. И в этом есть своя логика. Потому что у нас как бывает? Ребёнок приходит из школы, уроки учить не с кем, потому что родители работают, приходят вечером уставшие, силы остаются только на то, чтобы накормить и спать уложить. В итоге для ребёнка начинается каторга. Сам он уроки сделать не может, помочь ему некому, начинает отставать по каким-то предметам, хуже учиться и в результате полностью теряет интерес к учёбе. Поэтому система домашних заданий однозначно требует пересмотра.
Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза работников образования "Учитель":
Я считаю, что на этот ворос нет универсального ответа. Все вопросы, связанные с методикой преподавания, – в компетенции педагога. Только учитель может решать, в каком классе, каким ученикам и с какой целью задавать домашнее задание. Есть ограничение по количеству времени, прописанное в СанПиН, но никаких центральных указаний – задавать или не задавать – быть не может. Вмешиваться в этот процесс сверху я считаю просто безграмотным. Бывает, что после конкретного урока не нужно, чтобы дети что-то ещё учили или повторяли дома. И командовать учителю "задавай столько-то и столько-то" – это значит нарушать свободу творчества, которая у нас гарантирована Конституцией. Бывают школы, которые работают без оценок и без домашних заданий, и качество образования в них не хуже.
Андрей Коновалов, отец двоих детей:
Помню себя в школе – я никогда не понимал, зачем нужна "домашка". Всегда делал её из-под палки, под крики родителей и приносил очередную двойку. Потому что есть два варианта: либо ты всё понимаешь и без домашнего задания, либо ты ничего не понимаешь и поэтому не можешь сделать домашнее задание. Самостоятельная работа вне уроков важна, но, наверное, лишь для тех, кто не успевает по программе. И чтобы это отслеживать, как раз есть учителя, которые видят успехи каждого ребёнка и контактируют с родителями, а не просто дают "домашку" и ждут, что ребёнок поумнеет и всё поймёт. Я не перекладываю ответственность на учителей, родители тоже должны интересоваться успеваемостью ребёнка, но как быть, когда родители ничего не понимают в современной школьной программе? Но главный минус домашнего задания в том, что часто это предмет, который ребёнку вообще никогда не пригодится.