Колоритные произведения искусства ещё издалека манят своим буйством красок и переливающимися текстурами: деревянные и бронзовые скульптуры, на первый взгляд очень древние, притягивают своими причудливыми формами, а текстильные картины так и просят к ним прикоснуться.
Количество скульптур и картин можно пересчитать по пальцам – первых всего шесть, а других двенадцать. По словам атташе по культуре посольства Нигерии в России Абидеми Адедеджи, картины пришлось перевозить в тубах, в ручной клади.
– Очень сложно с логистикой у нас. И нет пока что разрешительной документации для картин современных художников как для исторических произведений, которые уже зарегистрированы и имеют специальные документы. Но мы работаем над этим вопросом.
Но это далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются нигерийские художники: во-первых, у них трудно достать карандаши и краски либо они стоят слишком дорого. Во-вторых, снискать популярность у себя на родине нигерийцам намного труднее, чем в Европе, – родные коллекционеры их попросту не признают.
– Понимаете, наши коллекционеры очень привыкли к тому, что было раньше. Они не готовы впустить новое. Они живут прошлым. Да, у нас есть одна галерея, где находятся работы и старых, и новых художников вместе, но этого очень мало, – не без грусти отметил Абидеми Адедеджи.
Лагосский художник Раджи Бамидел подтверждает, что в Нигерии очень мало арт-площадок, из-за этого они вынуждены отправлять свои картины в Европу, даже переезжать. А художница Джозефин призналась, что не может открыть свою галерею, несмотря на большое количество идей и картин, – у неё нет денег.
Единственный способ заявить о себе – соцсети. Африканским художникам приходится много работать, чтобы раскрутить себя через Интернет. Но даже если местному арт-деятелю каким-то чудом всё же удаётся получить контракт с крупной европейской галереей, к нему всё равно относятся предвзято, подозревая, что он будет создавать какие-то однотипные вещи.
Атташе по культуре считает, что от стереотипного мышления пора отходить: современное искусство в Нигерии существует уже 50 лет, за это время африканские мастера освоили самые разные техники и стили – от классической живописи до эстампа и смешанных техник. Он добавил, что современное искусство в понимании нигерийских художников – это прежде всего реализм.
Например, Джозефин вдохновляется тем, что её окружает, и старается изобразить повседневность, перенося на полотна вещи, которые присутствуют в её жизни каждый день, даже если они "использованные". Так, на свадебном портрете семья и друзья со стороны невесты облачены в одинаковые наряды из гигиенических прокладок. По традициям в Нигерии родственники и знакомые молодожёнов выбирают один цвет, который будет присутствовать в их одежде, – так легче различить, кто пришёл со стороны невесты, а кто со стороны жениха, найти "своих".
У российского посольства Нигерии амбициозные планы – они хотят привезти в нашу страну двух нигерийских художников, а ещё изменить о ней представление. В ходе конкурса "Как я вижу Россию", организованного посольством, выяснилось, что для африканских творцов Россия – самая большая страна в Северной Европе, где лежит вечный снег, который чистят люди в оранжевых костюмах. А ещё в ней много военной техники.
– Поэтому наша главная главная задача – показать реальный облик Нигерии России и наоборот, – заключил Абидеми Адедеджи.