Представьте, ваши сын или дочь, с ранних лет одетые в классические костюмы или платья, внезапно нацепляют что-то странное: ободок с кошачьими ушами и (о, боже!) хвост, косуху с черепами или футблолку с надписью "Смерть всему живому".
Ужас? Да. Но не стоит паниковать. Всё дело в их желании отделиться от родителей.
– Основная задача подросткового возраста – это сепарация от родительских авторитетов и убеждений, формирование важных социальных связей вне семьи. При этом сепарация, как правило, затрагивает те темы, которые представляют для самого родителя наибольшую ценность. Если говорить простыми словами, ребёнок будет "бить" в самые важные, в самые "больные" места родителей. Он будет делать прямо противоположные выборы, саботировать, критиковать, подвергать сомнению то, что важно именно для его родителей, – говорит Metro Анастасия Наталевич, старший психолог Клиники доктора Исаева. – Это же поведение коснётся и выбранного ими стиля одежды. Запрещать или искать возможность как-то прервать процесс взросления бесполезно. Так что приучайте себя с этим жить.
Он покрасил волосы в синий. Что делать?
Психолог уверен, что ломать ребёнка и пытаться вернуть ему его белые кудряшки не стоит.
– Я считаю, что в данном случае нужно просто разговаривать, спрашивать, что вашему ребёнку в выбранном стиле нравится, что его в этом привлекает? Может быть, ему нравится привлекать внимание? Либо он пытается быть частью какой-то субкультуры? Тогда можно попытаться узнать, что в этой субкультуре ему интересно? Какие у него реализуются интересы и потребности? Так вы начнёте понимать, что происходит. А это уже неплохо, – советует психолог.
Задача кажется, на первый взгляд, достаточно простой, но на самом деле она очень сложная, потому что, как правило, родители внутренне не согласны с таким способом размышлять и с таким внешним видом. Но тут нужно взять себя в руки.
– Если это слишком сильно "триггерит" родителя, вызывает злость, неконтролируемые вспышки гнева, раздражения, я бы рекомендовала обратиться к психологу, чтобы легче прожить этот период, найти точки опоры внутри себя, – говорит Анастасия Наталевич. – Очень часто за этой злостью лежит страх. Если родитель видит какое-то нестандартное и непонятное поведение ребёнка, то ему кажется, что это на всю жизнь. Хотя на самом деле, скорее всего, это только какой-то период.
Если его "прикид" мешает школе
Это тоже можно и нужно обсуждать, говорит психолог. Не стоит дожидаться, что учителя начнут жаловаться.
– Например, стоит провести беседу о том, что школа – это социальное место, в котором приняты определённые правила поведения, форма одежды и т. д. Договорённость может быть, например, такой: "Хорошо, ты можешь в свободное время искать себя, самовыражаться, но, пожалуйста, давай найдём какой-то компромисс и в школе попробуем использовать такую форму реализации себя, которая не будет противоречить правилам", – объясняет эксперт.
Кстати, если ребёнок захочет чуть измениться ради школы, можно ему помочь.
– Предложите подростку вместе поискать стилистические решения ему по душе, но при этом не слишком шокирующие окружающих. Можно посетить парикмахерскую, выбрать аксессуары которые легко менять, или даже создать "двойной" гардероб – для школы и для личного времени. Главное – поддерживать открытый диалог и показывать, что вы на его стороне, – добавляет Mero Никита Гегин, практикующий психолог центра развития личности, психологической помощи и образования "Псидваноль".
Ключ к пониманию и поддержке вашего подростка лежит через открытое общение, уважение к его выбору и попытки стать ближе, понимая его желания и потребности. Ваши дети – это всегда ваше отражение, поэтому, как говорится, нечего на зеркало пенять... ну дальше вы знаете. Что бы ни случилось помните – это ваши любимые дети и позвольте им учится жизни в том числе и самостоятельно через пробы, ошибки и эксперименты.Никита Гегин
Что разрешать нельзя
Эксперты уверяют, что тотальные запреты должны существовать только в виде исключения.
– Всё зависит от индивидуальных границ каждой семьи, но важно помнить, что абсолютное запрещение может привести к обратному эффекту – сопротивлению и отдалению. Строго запрещать стоит только то, что может нанести вред здоровью или будущему подростка (например, нелегальные тату в непроверенных салонах), – говорит Никита Гегин.
Анастасия Наталевич, в свою очередь, советует при случаях опасного самовыражения обращаться к психологу.
– Например, если девочка одевается очень откровенно, стоит про это разговаривать, объяснять без критики, скорее, даже предупреждать, к каким негативным последствиям это может привести, – говорит психолог. – Если же самовыражение проявляется, например, в самоповреждающем поведении и ребёнок царапает, шрамирует себе руки, ноги или какую-то другую поверхность кожи, то лучше не занимать выжидательную позицию. С подростком с такими особенностями самовыражения следует обратиться к специалисту.
Что делать с пирсингом?
Тату и пирсинг – дело индивидуальное. Некоторые родители вообще не видят в этом никаких проблем, когда ребёнку 14–15 лет. Другие, наоборот, категорически против в любом возрасте. В этом случае родителю просто нужно принять для себя твёрдое решение, чтобы можно было его транслировать ребёнку в корректной форме и без критики личности.
– Даже если вы категорический противник татуировок, всё равно должно быть понимание, что ребёнок рано или поздно вырастет, достигнет совершеннолетия, накопит деньги и сделает татуировку. В таком случае можно говорить так: "Пока я несу за тебя ответственность, я это не поддерживаю по таким-то и по таким-то причинам, но тем не менее я понимаю, что если ты не передумаешь и твоё желание со временем не пройдёт, то мне придётся смириться, потому что я не смогу за тебя всю жизнь принимать решения", – говорит психолог.