В витринах выставочного зала Реставрационного центра имени Грабаря, как какие-то необыкновенные цветы, "распустились" веера: мерцает перламутр, светится кружево, не оторвать глаз от расписанных живописью пергаментных экранов (так называется часть веера, которая при обмахивании создаёт приятный ветерок). Веера с экранами называются "плие", веера без экрана – "бризе", веера с перьями – "плиант", а те, что раскрываются на 360 градусов, – "кокарда". Все термины французские: в Европу веера привезли из своих восточных колоний португальцы, а французы довели веерное искусство до совершенства. Веерные мастерские были и в России, но русских вееров сохранилось очень мало.
Начало выставке в Реставрационном центре имени Грабаря положил, однако, веер немецкий с названием "Сбор винограда", выполненный по всем законам французской веерной моды XVIII века.
– Шесть лет назад он лежал в витрине на выставке отреставрированных нами вееров из Останкинского музея-заповедника, совершенно поломанный и несчастный, – рассказывает заведующая мастерской предметов резной кости Лариса Гетьман. – Для его восстановления мы впервые прибегли к краудфандингу и понемножку собрали необходимые 200 тысяч рублей. И когда решили делать эту выставку, захотелось сказать огромное спасибо всем, кто нам помог.
Когда Лариса Гетьман пришла работать в Реставрационный центр имени Грабаря после института, туда как раз поступили на реставрацию веера из Останкинского музея-заповедника – и она ими "заболела".
– Почему-то у меня к ним такое чувство, как к несчастным детям: хочется пожалеть, погладить, как-то "договориться", чтобы веер тебя к себе "подпустил", – рассказывает Лариса Викторовна. – И не каждый подпускает – некоторые "закрываются" и будто говорят: не трогайте меня, я устал, дайте мне спокойно умереть!
Долгое время советские искусствоведы не очень серьёзно относились к веерам, хотя их большие коллекции есть в Эрмитаже, Историческом и Останкинском музеях. Но с годами интерес к ним всё больше: начались выставки вееров, появились коллекционеры, веера попадаются в общественном транспорте летом.
– Посмотрите в метро: кто-то с газеткой, кто-то с китайским пластмассовым веером, и у каждого разные движения. Кто-то машет им бог знает как, а кто-то просто достал из сумочки, и ты думаешь: какая красота! – рассказывает Лариса Гетьман.
В "язык веера" реставратор не очень верит, а вот правильно его держать раньше обучали. И если сегодня среднестатистическая горожанка выбирает тот веер, который поместится в сумке, то раньше под каждое платье веер был отдельный, да и собственно его наличие – показатель статуса. Кстати, никто косо не смотрел на мужчин с веером: попробуй в предписанных модой четырёх слоях одежды остаться в живых, танцуя на душном балу. Вот и в ГМИИ имени А. С. Пушкина есть портрет молодого Николая Гумилёва с веером.
С появлением вентиляторов и эмансипации необходимость в веере стала пропадать, и окончательно он "сгорел" в огне Первой мировой войны, которая унесла много бесполезно-прекрасного.
– У женщин появились другие проблемы: надо таскать сумки, какой ещё веер? – рассказывает Лариса Гетьман. – Но тем трогательнее смотрятся сейчас советские пластмассовые веера, которые раньше продавались в сувенирных лавках.
Лариса Гетьман рассказывает о нескольких веерах с выставки "Веер с историей":
– Один из вееров "тысячи лиц", или "мандаринский" веер. Обратите внимание, что одежда этих человечков сделана из ткани, а личики – из слоновой кости и на каждом нарисованы черты лица. Это сувенирные веера, сами китайцы ими не пользовались. Одно время в России, в 1860-х годах, появление в приличном обществе без восточного веера было почти немыслимым. Китайцы – удивительные хитрецы. Я думала, что рисунок они вырезают на всей пластине – но ничего подобного. Там, где пластина заходит на другую, перламутр не тронут – зачем тратить силы на то, что не будет видно?
– Этот веер принёс один мужчина на закупочную комиссию в музей "Останкино" – полуразвалившийся, со сломанными пластинами и порванной гардой. Очень ценный, выполнен французской фирмой "Александр" ко Всемирной выставке 1855 года. Мы восстановили веерные пластины, сдублировали экран на реставрационную бумагу и восполнили его утраты. Гарда (крайняя пластина) у него сделана из кости крупного рогатого скота – цевки, поэтому веер был не такой дорогой, как веера с перламутром, например.
– Это китайские веера из Александровского музея-заповедника. В советское время, в 1950–60-е годы, с ними ходили на демонстрации – прошли и выбросили. Почти такие же веера были на Олимпиаде-80: люди сидели на трибунах, и каждый поднимал веер определённого цвета и переворачивал. Все они одноразовые, поэтому отношение к ним было чисто потребительское. Но мне они очень нравятся.
– Чёрный веер-бризе. У нас сомнений не было, что он выполнен из черепахи. Но при рассмотрении мы вдруг обнаружили в его пластинах какие-то пузырьки. Наши химики сделали анализ и выяснили, что это не черепаха, а какое-то таинственное белковое соединение. Эта имитация под черепаху была, скорее всего, дороже настоящей черепахи, как был дороже кости и первый появившийся в 1860-х годах пластик.