Сегодня в отличие от прежних времён во многих организациях не принято хвалить работников, если их старания не дали положительного результата. Кто-то обижается, а кого-то, наоборот, эта ситуация устраивает. О современных тенденциях оценки эффективности труда Metro рассказали Татьяна Казначеева, специалист по продажам и поиску клиентов, эксперт по бизнесу, и Екатерина Мельникова, психолог, действительный член профессиональной психотерапевтической лиги, член ассоциации "Союз психологов и психотерапевтов".
Главное – результат?
– Раньше считалось, что самый действенный способ мотивировать людей на успех – это поощрять их усердие на пути к достижению результата. Хвалить или наказывать лишь за итоги работы считалось неправильным, – говорит Татьяна. – Руководителям советовали оценить, насколько качественным был сам процесс, достаточно ли было приложено усилий для решения поставленных задач. Поэтому зачастую фокус внимания смещался на действия, совершаемые сотрудником по ходу работы. Это делалось для выявления возможных ошибок и недочётов, которые только по счастливому стечению обстоятельств привели к успеху. Теперь же ситуация в корне изменилась.
Сегодня считается, что анализ деятельности человека по результатам является более логичным. Мы приходим на работу не для того, чтобы совершенствовать навыки. Главная задача сотрудника в бизнесе – приносить компании ощутимую пользу. От маркетолога, менеджера или любого другого специалиста требуется максимальная отдача. И то, какой путь он выбирает для реализации поставленного задания, никому неинтересно.
– Такая перестройка произошла совсем недавно, однако принять её смогли не все. Сегодня, даже если мы прикладываем колоссальные усилия, чтобы стать лучше, руководство этого попросту не замечает, – говорит эксперт. – Мир меняется, и это сказывается на условиях, при которых бизнес зарабатывает деньги – постоянно растёт конкуренция. В нашем распоряжении имеется всего 2–4 секунды, чтобы зацепить человека и вызвать у него правильную эмоцию. И здесь побеждает сильнейший, тот, кто показал результат, а не просто старался.
Я стараюсь, пытаюсь учиться, по вечерам остаюсь, с опытными коллегами советуюсь, как продавать правильно. Но что поделать, если они работают в магазине дольше и к ним приходят постоянные клиенты, меня они просто не замечают. Поэтому и результаты у них выше. Я просто не понимаю, как новичку доказать боссу, что он тоже заслуживает уважения.
Ксения, продавец магазина товаров для домашних животных
Мы приходим в офис работать. Зачем тратить время на обучение кого-то, у кого изначально видно, что ничего не получится. Мы же не в детском саду. Я никогда не отправлю к клиенту человека, в котором не уверена, потому что он не принесёт результата, только отношения с клиентами испортит. Ольга, аудитор
А как же похвала?
Екатерина Мельникова не согласна с тенденцией, недавно установившейся на рынке.
– Требовать от человека достижения цели, не контролируя процесс, не хваля за промежуточные результаты, – сомнительная тенденция. Человеку в любом случае нужна обратная связь, причём как сотруднику, так и самому боссу. Ведь в результате начальник не может подкорректировать подчинённого. И в результате он получит не то, что хочет. А у сотрудника в подобной ситуации потеряется мотивация, повысится тревожность. Конечно, я понимаю, что желание требовать от своей команды лишь результат может объясняться усталостью от инфантильности сотрудников, но зачем их тогда брать на работу? – говорит Екатерина.
Если начальник всё же хочет похвалить сотрудника, то для этого тоже нужно следовать правилам:
– хвалите за конкретные достижения и только своевременно, не откладывайте похвалу надолго;
– не хвалите личностно, вроде " какая ты умница, красавица", цените непосредственно работу;
– не говорите: "Нууу, наконец-то...". Это не похвала, а отсыл к прошлым неудачам;
– не говорите: "Я даже не верил, что ты справишься...". Это покажет ваше неверие в человека;
– не сравнивайте сотрудника с другими. Не показывайте ему, что он не соответствует идеалам. Сравнивайте его только с самим собой.