Многие знают, кто такие Фёдор Хитрук, Александр Татарский, Роман Качанов и Юрий Норштейн. Но в истории отечественной мультипликации было много других художников, чьи рисованные шедевры со временем заслонили имена своих создателей. Открывшаяся на ВДНХ к 110-летию отечественной анимации выставка "Жить дружно!" помогает восполнить пробелы и вспомнить всех, кто создал удивительный по стилистическому разнообразию и уровню мастерства мир советской мультипликации. Эскизы и раскадровки известных мультиков на выставке безумно интересно рассматривать – ты на какую-то миллионную долю становишься соучастником процесса их создания. Metro рассказывает о нескольких именах с выставки.
Леонид Амальрик
Был в числе первых художников на открытом в 1936 году "Союзмультфильме". Вместе с мультипликатором Владимиром Полковниковым стал автором одного из первых цветных мультфильмов "Лимпомо" (1939). Когда в 1941 году студию эвакуировали в Самарканд, остался в полупустой Москве и вместе с Ольгой Ходатаевой снял антигитлеровскую мульт-сатиру "Кино-цирк". Вскоре ушёл на фронт, после войны вернулся к мультипликации и стал художником-постановщиком лент, которые вошли в "золотой век" советской анимации (1940–1950-е годы). Его "Серая шейка", "Снеговик-почтовик", "Дюймовочка", "Про бегемота, который боялся прививок" до сих пор поражают филигранностью прорисовки и достоверностью существования персонажей. На выставке также можно увидеть эскизы художника к мультфильму "Синдбад-мореход" (1944).
Лев Мильчин
Семья будущего художника погибла во время Великой Отечественной войны в Минском гетто. В эвакуации в Алма-Ате он окончил ВГИК и с 1945 года работал на "Союзмультфильме". Мильчин стал автором тех послевоенных мультфильмов, смотря которые сегодня не веришь, что их создали пережившие ужасы войны фронтовики, часто инвалиды – столько радости, жизни и света было в их рисунках. Именно таковы мультфильмы Мильчина "Конёк-горбунок", "Сказка о царе Салтане", "Цветик-семицветик" и т.д. Художник и сам стал героем мультфильма: в 1960-е с него нарисовал Кинорежиссёра для своей ленты "Фильм, фильм, фильм" Фёдор Хитрук.
Лана Азарх
Одна из художников, ставших участниками эстетического поворота в советской мультипликации 1960-х годов, ознаменованных в том числе мультфильмом "Большие неприятности" Валентины и Зинаиды Брумберг. Рисунки к нему сделала именно Лана Азарх. Вот как она писала о современниках-мультипликаторах:
Николай Попов
Выдающийся книжный художник-график, в юности увлёкся мультипликацией и выступил художником-постановщиком трёх картин. Одна из них, "Жил-был Козявин", стала настоящим художественным событием: философско-поэтическую притчу режиссёра Андрея Хржановского режиссёр Сергей Герасимов определил как "социалистический сюрреализм – соцсюрреализм". Мультфильм считается одной из самых острых социальных лент советской анимации. Эскизы Николая Попова к мультфильму – сами по себе шедевры.
Анатолий Савченко
Бывший фронтовик, он проработал на "Союзмультфильме" 37 лет и стал художником-постановщиком более 25 лент. "Более доброго человека на студии нельзя было встретить", – так отзывался о нём коллега Эдуард Назаров. Самые главные шедевры Савченко вышли в 1970-е – время появления в отечественной мультипликации мощных анимационных брендов: Волк и Заяц, Чебурашка, Карлсон и Винни Пух овладели умами взрослых и детей. Так, в 1972 году, впервые в истории телефестиваля "Песня года", детскому хору пришлось исполнить на бис "Песенку крокодила Гены". Анатолий Савченко стал автором шедевров "Вовка в Тридевятом царстве", "Малыш и Карлсон", "Щелкунчик", "Возвращение блудного попугая". Интересно, что образ Карлсона он придумал, не читая книгу. И не только его.