Эксперт: Формат спецоперации после вхождения в состав РФ новых территорий может измениться

На днях в Кремле прошла церемония подписания договоров о вступлении в состав России республик Донбасса, Херсонской и Запорожской областей. Metro спросило у экспертов, как будет развиваться ситуация на Украине дальше и что предпримет Запад
Эксперт: Формат спецоперации после вхождения в состав РФ новых территорий может измениться
MIKHAIL METZEL / AFP
Президент России Владимир Путин подписывает договор о вхождении новых территорий в состав России.

1. Что теперь будет делать Россия в связи с присоединением новых территорий?

Олег Глазунов, эксперт Ассоциации военных политологов: "Наводить порядок в присоединённых областях. Создавать спецслужбы. Уверен, что будут (со стороны ВСУ – Прим. ред.) провокации. Нужна слаженная работа ФСБ и МВД по устранению негативных моментов. Нужно будет восстанавливать социальные программы, а также жильё и заводы, которые были разрушены во время военных действий. Тем более, что впереди зима. На восстановительные работы понадобятся триллионы рублей". 

Александр Перенджиев, военный эксперт, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова: "Переговоров не будет. Будет проводиться работа по освобождению регионов, которые вошли в состав России. Есть алгоритм действий: создаётся единая система государственного управления, устанавливается пограничная линия, вводятся пограничники, принимаются решения в сфере развития территорий. Думаю, на этих территориях будет созданы Министерство и правительственная комиссия по их развитию. Будет образован Федеральный округ во главе с полномочным представителем президента. Читал в СМИ, что должность главы пророчат Рогозину. Но я в этом не уверен совершенно. Нужно понимать, что эти регионы на линии фронта. Скорее всего в них введут военное положение. Ресурсов затрачено будет больше, чем в Крыму. В Донецкой и Луганской республиках будет легче, они давно развиваются самостоятельно и создавали систему управления и силовых структур наподобие России, а вот Запорожская и Херсонские области освобождены недавно, в них российского ничего нет толком. Сочувствущих ВСУ там будет больше, чем на Донбассе.

Есть и положительные моменты: мы приняли не пустыню, а вполне экономически развитые промышленные и хозяйственные регионы, которые кормили всю Украину. Сначала Россия вложится в регионы, а потом они будут приносить хорошую прибыль. Азовское море теперь внутреннее море России. Его не нужно делить с Украиной. Значит мы можем спокойно обеспечивать безопасность кораблей. Думаю, что там в разы повысится торговля. Также Азовское море в будущем будет серьёзным туристическим кластером". 

Евгений Михайлов, политолог, директор Центра Стратегических исследований стран Южного Кавказа: "Опираясь на слова президента Путина, наши дальнейшие действия – защита своих граждан и граждан республик, вошедших в состав Российской Федерации. Ожидаю изменение формата специальной военной операции, то есть, нанесение более масштабных ударов, в том числе с помощью подкрепления из мобилизованных, которые имеют боевой опыт. Сейчас складывается видимая тенденция, что готовится контрнаступление. Уверен в этом". 

2. Через считанные часы после завершения мероприятий в Кремле президент Украины Владимир Зеленский попросил принять страну в НАТО в ускоренном порядке. Но его не поддержали. Почему?

Олег Глазунов: "Запад не поддержал просьбу о вступлении Украины в НАТО, потому что на самом деле ни одна страна Европы сталкиваться с Россией не хочет. Так как это огромный риск применения ядерного оружия. Мое мнение: не дождутся они НАТО. Никто их не примет. Зато им помогают техникой и оружием, кто-то тайно, кто-то открыто. Потому что если бы не эта помощь – у Украины своя техника давно бы закончилась. Увы, Украина, когда-то очень богатая страна, не знает, во что ввязалась. Предполагаю, что долги США она будет возращать своими ресурсами и рабочей силой".

Александр Перенджиев: "А что, собственно говоря, они будут включать? Какую Украину? Как государства её и нет на самом деле. Это страна с разрушенной экономикой. С неё уже взять нечего. Принять её в состав НАТО означает необходимость развивать экономику. НАТО этого не надо. Они будут и дальше использовать Украину, её возможности и население в качестве инструмента агрессии против России".

Евгений Михайлов: "Многие предполагали, что Украину примут в НАТО, и будет фактически противостояние России с НАТО. Но НАТО показало своё истинное лицо. Они сказали: воюйте сами, а мы вас поддержим – наёмниками, вооружением. Мне интересно, когда внутри политического истеблишмента Украины назреет переворот, и придут к власти те, кто сможет вести с нами диалог. Иначе боевые действия погубят ещё много жизней. Сейчас есть ощущение, что на место Зеленского готовят другого человека. Что он уже списанная фигура. Удивлен, что он ещё не сбежал. На территории Европы готовится американский штаб. Он будет управлять боевыми действиями на территории Украины. Если же НАТО покажет каким-то образом свою заинтересованность, то не исключаю столкновения с НАТО. Но в силу того, что в этом не заинтересованы США – этого не будет. В их интересах – долгие военные действия на истощение сил".   

3. Какую реакцию на вхождение в состав России новых территорий можно ожидать от Запада, кроме санкций?

Олег Глазунов: "Либо только санкции, либо нанесение ядерного удара. Дело в том, что американская и европейская элита выродилась. Посмотрите на Тетчер, Рейгана, Никсона, Кеннеди разве их можно сравнить с Байденом и Джонсоном? От нынешей элиты можно ждать всё, что угодно. 

Александр Перенджиев: "Никакой. Диверсии – возможно. В их неистовстве ничего нового не произойдет. Они уже не знают, как реагировать. Всё использовали: угрозы, санкции, оголтелую русофобию. Россия всё равно отражает все угрозы". 

Евгений Михайлов: "От Запада можно ждать только санкции. Если ожидать иного – то только после прихода к власти новых лидеров в тех или иных странах. В Европе уже происходят изменения. Понятна позиция Венгрии на сближение с Россией. В Германии есть понимание того, что что-то идёт не так. Многие ожидают выборы в Конгресс и последующие выборы президента США. Вполне может измениться ситуация, если к власти придут сторонники Дональда Трампа и республиканцы, которые несколько по-иному смотрят на то, что происходит сейчас. Я думаю, что шансы у Запада наладить с нами диалог есть. Только они должны свою готовность показать. Мы-то всегда готовы".