РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Отчаянная домохозяйка со шваброй, Мавроди-Иисус и дьявол Билл Гейтс: кто заработал миллионы

Сделали подборку байопиков о стартаперах, которым всё удалось. Рассказываем, как Гейтс и Джобс изменили мир, а социальная сеть появилась благодаря асоциальности
Майкл Китон в фильме “Основатель”.
FilmNation Entertainment, The Weinstein Company

На стриминговых каналах подряд показали целых три сериала о стартаперах разной степени авантюрности – "Не сработало", "Выбывшая" и "На взводе: Битва за Uber". Истории успеха всегда интересны: не вдохновят на собственные свершения, так развлекут. Тем более эти реальные случаи часто затмевают приключенческие романы. 

"Пираты Силиконовой долины" (1999)

В 1984 году Стив Джобс (Ноа Уайли) рассказывает режиссёру Ридли Скотту, снимающему рекламу первого "Макинтоша", что он создаёт "абсолютно новое сознание". Время прыгает вперёд. В 1997 году Стив Возняк (Джои Злотник) рассказывает, почему Большой Брат из рекламы, снятой Скоттом, похож на Билла Гейтса с его акульим взглядом (Энтони Майкл Холл). Время прыгает назад. В 1971 году два хиппующих Стива курят дурь и мечтают о будущем. У одного (Возняка) есть гений, у другого (Джобса) – энтузиазм на грани биполярного расстройства. А у Гейтса… Трудно сказать, что у него есть, но Гейтс в исполнении Холла похож на дьявола больше, чем все дьяволы в кино вместе взятые. От него тут местами страшно.

Этот недооценённый шедевр так и будет прыгать туда-сюда во времени, и это совершенно оправдано драматургически. Некоторые стартаперы создали империи, но герои "Пиратов" создали нечто большее – историю. Времена до того, как эти парни изменили мир, навсегда канули в прошлое. Вернуть их невозможно, даже если сломать все компьютеры, запретить весь Интернет и начать слать сообщения почтовыми голубями. Потому что Джобс, конечно, был прав. Они создали не машины, а новое сознание.

Социальная сеть (2010)

Байопики о гениях (или тех, кто сделал что-то, используемое всем человечеством) делятся на две категории: в одних рассказывают про то, что они сделали (как в "Пиратах"), в других – про то, кто они такие. Дэвид Финчер выбрал второй путь и снял мрачный захватывающий психологический триллер про то, как асоциальный нерд (Джесси Айзенберг), который ходит зимой в сандалиях на босу ногу, придумал социальную сеть, потому что у него не было друзей, заработав миллиарды. Фильм классный, но на самый интересный вопрос он не отвечает: на кой чёрт этому инопланетянину друзья? И даже деньги. Он и дальше продолжит ходить в сандалиях и судиться с бывшими знакомыми из какого-то своего инопланетного принципа. Хотя какое нам дело. Лучше проверим свою ленту в "Фейсбуке". *

Пирамммида (2011)

Деловые люди – публика, презираемая русской классикой. Лопахин, пытающийся спасти Раневскую от разорения, кажется нам чуть ли не злодеем. Рогожина мы прощаем только потому, что он позволяет Настасье Филипповне жечь деньги. Мерзкий Кнуров в "Бесприданнице" пытается подло купить Ларису. Богатым русскому положительному герою позволено быть, только если деньги свалились ему на голову, как князю Мышкину. Не дай бог он сам придумал, как заработать. Поэтому стартапер может быть "нашим" персонажем, только если это фигура мифическая, как Сергей Мавроди. Вместе с великолепной игрой Алексея Серебрякова получился вообще какой-то мессианский персонаж. Как нам, мол, спасти страну? Что тут скажешь. Россия – щедрая душа, без деловой жилки. Жги свои миллионы, это нам понравится.

Джой (2015)

В 1990 году отчаянная домохозяйка (Дженнифер Лоуренс) изобретает чудо-швабру и основывает бизнес-династию. Байопик о Джой Мангано вписался в феминистский тренд 2010-х, когда наконец вспомнили, что изобретательством и созданием бизнеса занимались не только мужчины. Многим критикам не понравилось, какой получилась героиня. Вместо психологических глубин она прёт напролом как танк. Вместо любовных историй – сплошная жажда успеха. Где-то за этими претензиями ощущается: "Вот же баба! Должна была шваброй пользоваться, а не изобретать". По счастью, Джой за это не извиняется.

Основатель (2016)

52-летний неудачливый коммивояжер Рэй Крок (Майкл Китон, смутно источающий психопатию) колесит по Америке, пытаясь продать то, что никому не нужно, потому что то ли человечество ещё не доросло до его товаров, то ли они действительно нелепы. Внезапно на его дурацкие мультимиксеры находится спрос. Братья Макдональды (Ник Офферман и Джон Кэрролл Линч) придумали в своём маленьком калифорнийском ресторанчике, как кормить людей очень быстро. Обалдевший поначалу Крок смотрит на это дело и произносит волшебное слово "франшиза". Что из этого выросло, мы знаем. Мы даже недавно с ним попрощались: "Макдоналдс" остановил работу в России. Но пионер – всем ребятам пример. На месте воплощённой американской мечты под золотой аркой должно появиться что-то новое, чтобы быстро нас кормить. 

*Признан экстремистской организацией и запрещён на территории РФ