Три московских музея получили обратно задержанные в Финляндии картины известных художников

Завершилась распаковка художественных экспонатов, вернувшихся в Москву после “задержания” на границе с Финляндией. Ни одна картина не пострадала
Три московских музея получили обратно задержанные в Финляндии картины известных художников
Александр Авилов / Агентство "Москва"
Возвращение в Государственный музей Востока экспонатов, задержанных таможней в Финляндии после выставки в Италии.

Картины пережидали в Хельсинки

В Третьяковскую галерею, Музей Востока и Пушкинский музей благополучно вернулись картины известных художников, вывезенные ранее на выставки в Италию и Японию. Произведения искусства были задержаны на финской таможне под предлогом введённых Евросоюзом санкций в отношении России. 

Напомним, что художественные ценности из московских музеев, Эрмитажа и других российских фондов ещё 3 апреля не прошли таможню в деревне Ваалимаа, где находится пропускной пункт между Финляндией и Российской Федерацией. Финская сторона мотивировала свой поступок тем, что ценный груз подпадает под определение “предметы роскоши”, а соответственно, и под запрет Евросоюза о ввозе таковых на территорию России. Картины увезли в хранилище музея в Хельсинках. 

В ответ российский МИД выразил протест и затребовал финского посла для выяснения. Спустя неделю в правовом статусе экспонатов разобрались и конфликт уладили. Народное достояние вернулось по "месту прописки": четыре полотна – в Третьяковку, три – в Музей Востока и ещё одно – в Пушкинский музей. 

Искусство не пострадало

В присутствии экспертов и журналистов сотрудники Третьяковской галереи распаковали картину Василия Кандинского "Москва. Красная площадь", "Заключённого" Николая Ярошенко, "Явление отроку Варфоломею" Михаила Нестерова и ещё одно полотно из музея "Абрамцево" – оно выставлялось вместе с “третьяковцами”.  После тщательного осмотра в Третьяковской галерее уверили, что картины за время своего отсутствия не пострадали. 

Такие же выводы сделали и в Музее Востока, где картины распаковывали одновременно с Третьяковкой. Три полотна кисти Николая Рериха, выставлявшиеся в итальянском городе Удине, прибыли домой в полной сохранности. 

– Всего в выставке участвовало три работы Николая Рериха: “Ведущая”, “Заратустра” и “Приказ Учителя” – последняя картина великого художника, – поведали сотрудники музея Metro. – Определить их ценность довольно трудно, это мировое культурное наследие.

Ждём собрание Морозовых

В этот же день в Пушкинский музей вернулась “Дама в белом” кисти французского художника Поля Элле. Как рассказали в пресс-службе музея, картина в течение полугода выставлялась в Японии. При транспортировке и хранении ущерба экспонату не нанесли. 

Возвращение в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина экспонатов, задержанных таможней в Финляндии после выставки в Италии.
Сергей Киселев / Агентство "Москва"
Возвращение в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина экспонатов, задержанных таможней в Финляндии после выставки в Италии.

Сегодня во Франции всё ещё находятся ценнейшие картины из собрания Морозовых. Они украшали выставку парижского фонда Louis Vuitton. По заявлению спецпредставителя президента по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, экспонаты могут вернуться домой к майским праздникам. Правда, речь идёт о ценностях, принадлежащих государству. С возвращением экспонатов из частных коллекций, как считает чиновник, могут возникнуть проблемы.