В США тестируют модель авиатакси в форме диска

Группа энтузиастов собрала деньги на краудфандинговой платформе на создание аэрокара будущего. Как люди пытались изобрести летающий пассажирский диск – в материале Metro
В США тестируют модель авиатакси в форме диска
кадр из видео / YouTube
При взлёте и посадке Zeva Zero больше походит на пепелац, но во время полёта аппарат легко спутать с инопланетным космическим кораблём.

В США успешно прошли тестовые запуски пассажирской "летающей тарелки" – одноместного воздушного судна с вертикальным взлётом и посадкой. Летательный аппарат Zero разработан американскими энтузиастами в рамках стартапа Zeva Aero.

"Тарелка" действительно имеет дискообразную форму, её корпус выполнен из прочного углепластика и имеет диаметр 2,4 метра. В качестве двигателей используются четыре электромотора, на которых Zeva Zero способен пролетать до 80 км без подзарядки и развивать скорость до 257 км/ч. Благодаря малому весу и форме конструкции "тарелка" имеет высокую подъёмную силу, поэтому аппарат держится в воздухе без всяких крыльев.

В рамках испытательных полётов Zeva Zero провёл в воздухе в общей сложности более четырёх минут, продемонстрировав контролируемые зависания, манёвры руления на малых скоростях и вертикальный набор высоты.

 — Это важнейшая веха в истории Zeva. Мы неустанно трудились в течение двух с половиной лет над проектированием и сборкой аппарата, — написал в Twitter инженер компании Гас Мейер. — И успешный тестовый полёт — это доказательство качества нашей работы.

Аппарат на земле представляет собой поставленный на ребро диск, устройство имеет вертикальный взлёт, но для самого полёта переходит в горизонтальное положение. Таким образом, человек летит в позе супермена, а со стороны Zero действительно похоже на летающую тарелку.

Пилот аппарата будет совершать полёт в позе супермена.
кадр из видео / YouTube
Пилот аппарата будет совершать полёт в позе супермена.

Создатели воздушного судна рассчитывают, что аппарат станет доступен для полноценного использования уже в 2024 году. Он может оказаться одним из самых востребованных устройств на пока формирующемся рынке аэротакси, а в перспективе даже заменить электросамокаты. На Zero уже открыт предзаказ — его итоговая стоимость составит $250 тыс. (18,9 млн рублей).

Идея создать воздушное судно в виде "тарелки" давно будоражит не только фантастов, но и конструкторов и инженеров. Metro решило вспомнить  самые яркие проекты летающих дисков.

Первые зарегистрированные историей  успешные попытки создать летающую тарелку относятся к началу XX века. В 1934 году американский конструктор Стив Нимут разработал и собрал моноплан Nemeth Parasol, который вместо двух боковых крыльев имел единое круглое крыло, расположенное над фюзеляжем. За свой внешний вид аппарат получил прозвище Umbrella plane (самолёт-зонт). Несмотря на прекрасные лётные характеристики и успешные испытания, "зонтик" так и остался экспериментальным проектом.

Umbrella plane прозвали "Зонтиком" за причудливую форму крыльев.
кадр из видео / YouTube
Umbrella plane прозвали "Зонтиком" за причудливую форму крыльев.

После Второй мировой войны в массах стали набирать популярность рассказы о различных летающих тарелках, которые разрабатывались учёными и инженерами нацистской Германии. Издательства США и Европы огромными тиражами выпускали книги о якобы созданных в Третьем рейхе "Диске Беллонце", работающем на мифических вихревых двигателях, или "Летающем блине" Циммермана, который, как утверждали "очевидцы", развивал скорость до 800 км/ч. Естественно, никаких серьёзных документальных подтверждений этому нет.

Однако в нацистской Германии действительно велись эксперименты по созданию дискообразных летательных аппаратов. Правда, они не сильно отличались даже от Umbrella plane, разве что крылья крепились по бокам фюзеляжа. Кабина была посередине, поэтому выходило более похоже на тарелку гуманоидов. Пример тому — Sack AS-6, который, правда, ни разу не поднимался в воздух.

Немецкий самолёт Sack AS-6 никогда не поднимался в небо.
кадр из видео / YouTube
Немецкий самолёт Sack AS-6 никогда не поднимался в небо.

В 1959 году компания Avro Aircraft (Канада) продемонстрировала летающую тарелку Avrocar. Аппарат имел футуристичный дизайн и представлял собой диск диаметром 15 метров с вертикальным взлётом и посадкой. В финансировании разработки принимало участие NASA. Однако проект пришлось свернуть в связи с невозможностью "тарелки" оторваться от земли выше 1,5 метра.

Аэрокар не мог оторваться от земли выше 1,5 метра.
Национальный музей ВВС США / National Museum of the USAF
Аэрокар не мог оторваться от земли выше 1,5 метра.

Попытки создания летающего автомобиля параллельно велись и в США. В 1997 году авиаинженер Полл Моллер заявил, что разработал "тарелку" на воздушной подушке. Он заявлял, что его устройство Moller M200G Volantor станет первооткрывателем рынка аэрокаров и уже к 2002 году будет продано порядка 10 тыс. аппаратов. Люди фантазировали, как будут бороздить необъятные просторы своей родины по воздуху, но в итоге устройство до сих пор находится в разработке. Собранные прототипы показали невероятно скромные результаты во время испытаний – аппарат не смог подняться выше 4,5 метра.

В СССР также пытались создать свою летающую тарелку. В разное время было разработано множество проектов дисковидных дирижаблей, а одним из самых значимых стал экранолёт ЭКИП. Устройство изобрёл советский инженер Лев Щукин в начале 1980-х годов. Благодаря дисковой форме фюзеляжа полезный внутренний объём ЭКИП в несколько раз превышал этот показатель у самолётов с такой же грузоподъёмностью

К 1994 году было выпущено две единицы ЭКИП, однако их производство в России прекратилось в связи с отсутствием финансирования. В настоящий момент аппарат тестируется и готовится к производству в США.