5 моментов, которые покажут родителям, что их малышу плохо в детском саду

Психологи советуют родителям, чьи дети пока ещё слишком малы, чтобы жаловаться на детский сад, внимательнее присматриваться к переменам в поведении
5 моментов, которые покажут родителям, что их малышу плохо в детском саду
Copyright (c) 2014 Sergey Novikov / Shutterstock
Малыш, которому хорошо в саду, будет пытаться рассказать об этом родителям.

Отправляя ребёнка в детский сад, многие родители тревожатся. Вдруг ему там будет плохо? Ведь ребёнок ещё слишком мал. Он даже не в состоянии чётко рассказать родителям, что именно его беспокоит. Как понять, что вашему малышу в детском саду некомфортно? Об этом рассказала психолог, монтессори-педагог Марина Гончар-Ракитская.

Итак, насторожитесь, если видите:

1. Нарушения сна и пищевого поведения

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как ребёнок спит и ест.

– Если раньше малыш спокойно спал всю ночь, а теперь тревожится, плохо засыпает и тяжело просыпается – то, вероятно, у него есть сложности с дневным сном в детском саду, – говорит Марина Гончар-Ракитская. – Примерно так же и с едой. Если ребёнок стал есть хуже, у него пропал аппетит к любимым блюдам – это сигнализирует родителям о том, что у сына или дочери есть проблемы с питанием (например, детей заставляют доедать, даже непривычную пищу). Я лично до сих пор с содроганием вспоминаю детсадовское овощное пюре, от которого меня тошнило и которое я складывала в кармашки, принося домой. Эти вопросы можно решить, пообщавшись с воспитателем.

2. Снижение иммунитета

– Здесь важно уточнить – речь в данном случае не идёт о простудных заболеваниях (фраза "у зайчика сопельки" означает лишь то, что мама не хочет на работу, а вовсе не ребёнок в сад). А вот когда сын или дочь выдают психологическую реакцию на окружение, которая чаще всего проявляется в неожиданных высыпаниях на коже, нарушениях пищеварения (понос или рвота), то однозначно можно сказать, что что-то не так, что ребёнку плохо в детском саду – говорит эксперт. – Также о нежелании идти в сад может говорить внезапное существенное повышение температуры без прочих признаков заболевания. 

3. Появление новых привычек

Речь тут идёт скорее о негативных моментах.

– Обращайте внимание в первую очередь на появление невротических действий – сосание пальца, ковыряние ногтей и заусенцев, обгрызание ногтей, накручивание одежды или волос на палец, одёргивание или теребление одежды, шнурков или застёжек, а также покашливание. Любая невротическая реакция – это попытка совладать со стрессом, но вместо спокойствия она чаще усугубляет ситуацию, – говорит эксперт. – При этом помните, если подобная привычка была и до детского сада, а далее усугубилась, корни лежат всё-таки в семье и выравнивать ситуацию надо не разговорами с воспитателем. 

4. Отсутствие информации о проведённом дне 

Конечно, если родители буквально наваливаются на ребёнка с расспросами, практически пытая его "Что делали? Что ели?", то ему это не понравится, так делать не нужно. 

– Однако, с другой стороны, если за определённый период ребёнок не заинтересовался другими детьми (соответственно, не начал дома говорить о Маше, Ване), значит, социализация даёт сбой. Даже малыш, не умеющий толком рассказывать, будет, переполненный эмоциями, пытаться объяснить, рассказать, показать, поделиться чем-то интересным и новым. Если этого нет – значит, ребёнку некомфортно в детском саду, – рассказывает Марина Гончар-Ракитская.

5. Регресс в развитии

– Обратите внимание на перемены в его поведении. Раньше ребёнок пытался застегнуть куртку – а теперь не может попасть в рукав рукой. Надевал колготки – а теперь не может надеть широкие брюки. Всё это очень важно, – говорит эксперт. – Дело в том, что стресс, испытываемый малышом, может спровоцировать стагнацию (остановку развития) с последующей деградацией (ухудшение показателей развития). Так что, прежде чем ругать ребёнка, что он жульничает и ленится, понаблюдайте, возможно, ему плохо в детском саду и он от стресса в самом деле не помнит, как делать очевидные вещи.

Что делать, если в саду возникли проблемы? 
1. Не отмахиваться от проблемы ("подрастёт, привыкнет, все пройдёт"). Идите в сад и задавайте вопросы.
2. Не верить воспитателям абсолютно и не порицать ребёнка прилюдно ("А вот ваш мальчик..." - "Петя, ты что, ты же!..").
3. Не сваливать всю ответственность на воспитателей (любая ситуация требует наблюдательной позиции, при этом реакция ваша должна быть незамедлительной, ребёнок должен быть защищён).
4. Построить дома доверительные отношения. Они – гарантия того, что у ребёнка будет ресурс на то, чтобы справиться со стрессом вовне. 
5. Наладить совместные ритуалы: игры, чтение сказок (в том числе терапевтических). Также постройте обсуждение прошедшего дня в стиле "что было интересного" у папы и мамы, а не "какие все плохие" вне стен вашей квартиры. Это поможет ребёнку формировать модель устойчивой реакции на внезапно происходящие перемены.