"Алиса в Стране чудес" вдохновила на множество произведений

В кино, музыке и видеоиграх видны лапы Белого кролика
"Алиса в Стране чудес" вдохновила на множество произведений
Disney
Кадр из фильма "Алиса в стране чудес" Тима Бёртона.

27 января исполняется 190 лет Льюису Кэрроллу. История девочки Алисы, которую рассказал английский писатель и математик, впервые была опубликована в 1865 году и стала революционной в детской литературе. До приключений Алисы детские книги были сплошь назидательными. Но Кэрролл не поучал юных читателей, его книга лишь доставляла им удовольствие и знакомила с удивительными существами. С тех пор роман Кэрролла стал одним из самых любимых у детей и взрослых. Спустя множество лет книга продолжает вдохновлять на произведения в самых разных жанрах. Metro рассказывает о самых известных примерах влияния “Алисы в Стране чудес” на культуру.

В музыке

Вокалистка американской рок-группы Jefferson Airplane Грейс Слик написала суперхит White Rabbit, вдохновляясь фэнтезийным миром “Алисы”. Песня вышла на пике “психоделических” 1960-х и стала одним из гимнов культуры хиппи. Можно даже не говорить, что сюрреалистические образы в композиции напрямую связаны с употребление галлюциногенных веществ. С тех пор песня десятки раз звучала в фильмах и сериалах, иллюстрируя эпоху Вудстока.

Вдохновение из “Алисы” черпали многие другие знаменитые группы и музыканты. В их числе Radiohead, Мэрилин Мэнсон и Стиви Никс. Одна из знаковых гранжевых групп 1990-х Alice in Chains получила своё название в честь книги. А композицию The Beatles – I Am The Walrus связывают со стихотворением “Морж и Плотник” из книги Кэрролла “Алиса в Зазеркалье”. Хотя понять это не так просто: слова песни - абсолютная бессмыслица, сочинённая музыкантами во время “психоделических путешествий”. 

В клипе на песню What You Waiting For? певица Гвен Стефани “проваливается” в другой мир, где предстаёт Алисой в нарядах от кутюр и встречает таких же гламурных персонажей сказки. Шизофренически-яркий видеоряд создаёт атмосферу красочного “алисианского” безумия.

В английском словаре и не только

Благодаря удивительному миру Кэрролла в английском языке появились прежде не существовавшие понятия, которые стали широко распространёнными. Они включают в себя “улыбаться, как Чеширский кот”, “быть безумным, как Шляпник” и “Бармаглот” (означает чепуху любого рода). 

Собственно, само понятие “страна Чудес” появилось после выхода книги. “Страну Чудес” отлично знают не только в англоязычном мире. Легендарная песня “Поле чудес в Стране дураков” из советского детского фильма “Приключения Буратино”, написанная Булатом Окуджавой, “передаёт привет” английскому абсурду с нашей почвы. 

В видеоиграх

По мотивам “Алисы” создано огромное количество компьютерных игр, первая из которых появилась в 1985 году. Часть из них использовала стилистику мультипликационной экранизации Диснея, самые современные проекты сделаны по мотивам фильмов Тима Бёртона, в которых осталось мало от оригинала.

Но самые известные игры созданы культовым геймдизайнером Американом МакГи. Первая игра "Америкэн МакГи: Алиса" вышла в 2000 году. МакГи рассказал по мотивам Кэрролла новую, страшную сказку. По сюжету, семья Алисы погибает в пожаре, а сама девочка попадает в Страну кошмаров внутри собственной головы. Во “внешнем” мире она заперта в психиатрической клинике. 

Тёмное переложение “Алисы” приобрело множество фанатов во всём мире. В 2011 году вышло ещё более мрачное продолжение игры "Алиса: безумие возвращается", в котором галлюцинации стали и страшнее, и кровавее. Образ Алисы из игры очень популярен у косплееров.

В живописи

“Алиса” продолжает вдохновлять художников по всему миру, но мало кто знает, что историю Кэрролла иллюстрировал сам Сальвадор Дали. В 1969 году художник создал 12 гелиогравюр в своём фирменном сюрреалистическом стиле для ограниченного тиража книги. Издание посчастливилось увидеть лишь нескольким коллекционерам. Но в честь 150-летия сказки издательство Princeton University Press переиздало книгу с иллюстрациями Дали, и она стала доступной широкой публике. 

Крупнейший австралийский художник Чарльз Блэкман, чьи работы украшают Национальную галерею Виктории, создал по мотивам “Алисы” серию из 46 картин. Моделью стала любимая жена художника. Картины создавались ещё до его признания. Он работал поваром в ночном кафе и писал днём. Напряжённый график создал ощущение небывальщины, отражённое в эксцентричных и слегка тревожных работах, а персонажи “Алисы” стали духовными талисманами художника.

Что Алиса высвобождает в нас, так это то, что все может случиться! Она позволила мне рисовать совершенно в другом стиле. Возможно – всё.
Чарльз Блэкман, австралийский художник

В кино

Сюжет книги заложил шаблон для бесконечного числа историй о “провале” в другую реальность. Невозможно перечислить, сколько раз это появлялось на экране, будь то кино или сериалы. Пробуждение Нео в “Матрице” начинается с того, что на мониторе его компьютера появляется указание: “Следуй за белым кроликом”. В волшебном фэнтези “Лабиринт” в поисках младшего брата героиня падает в “дыру забвения”, встречает говорящую гусеницу и ищет путь домой. 

Режиссёры постоянно используют реминисценции к “Алисе”, как во франшизе “Обитель зла”, где Алисой зовут тяжело вооружённую героиню Милы Йовович, проходящую сквозь зеркала, а “Красная королева” - это зловещий компьютер. Отсылками проникнут психоделический триллер Зака Снайдера “Запрещённый приём”, главная героиня которого проходит страшный квест за квестом, а на самом деле оказывается насильно помещённой в психиатическую клинику. 

Но интереснее всего не Алисы с пушкой и в психушке или прямые цитирования Кэролла, а рассказанные авторами собственные истории, вышитые по канве кэрролловского абсурдизма. Наш фаворит - мрачная фантазия “Страна приливов”, снятая Терри Гиллиамом во время его большого голливудского побега. Не вынеся продюсерского диктата на съемках “Братьев Гримм”, режиссёр взял отпуск за свой счет и снял за два месяца и две копейки историю маленькой девочки. Родители-наркоманы умерли, она осталась одна - в стране простых и недобрых чудес под названием “мир”.