Детские поделки своими руками: как развлечь ребёнка, когда надоели гаджеты

Знаете ли вы, как запустить фейерверк из рыб или устроить черепашьи гонки? Оказывается, всё, что для этого нужно, – подручные материалы, активный ребёнок и вовлечённый родитель
Детские поделки своими руками: как развлечь ребёнка, когда надоели гаджеты
/ Александр Курковский
DIY-игрушки, которые вы можете оживить

Metro и Московский дворец пионеров на Воробьёвых горах сделали подборку игрушек-самоделок из бумаги, которые можно оживить с помощью ножниц, линейки и карандаша.

Всё гениальное просто

На лесной прогулке в умелых руках взрослого пучок травы может с лёгкостью превратиться в куколку, стручок жёлтой акации – в свистульку, а опавший лист – в громкую хлопушку. У ребёнка такое перевоплощение вызывает восторг и удивление: как, почему, откуда у предмета возникло свойство, о котором он даже не предполагал?

Чем же занять малыша, если за окном холодно и темно? Андрей Ерошкин, руководитель направления "Игротека", старший методист Центра технического образования Московского дворца пионеров, считает, что самое простое решение – взять лист бумаги, ножницы, разноцветные фломастеры и создать со своим чадом несколько замечательных игрушек.

– Пара надрезов и несколько простых манипуляций превратят бумажную полоску в вертолётик, летающую рыбку или шагающего коня. И вновь будьте готовы к многочисленным вопросам: "А как это? А откуда? А почему?" Эффект удивления усиливает простота и лаконичность конструкции этих игрушек, очевидность того, что в них не скрыты моторчики и механизмы. Такие вопросы и поиск ответов развивают в ребёнке пытливость ума и любознательность, – уверен Андрей Ерошкин.

Ловкость рук и немного времени

1. Вертолётик

Возраст 4+.

Что потребуется: ножницы, бумага.

Как создать поэтапно:

1. Взять полоску бумаги 15х4 см. Разрезать по линиям.

2. Загнуть продольно.

3. Зафиксировать край.

4. Запустить с высоты.

Взять полоску бумаги размером 15х4 см и разрезать по линиям
Александр Курковский
Взять полоску бумаги размером 15х4 см и разрезать по линиям
Разрезать по линиям
Александр Курковский
Разрезать по линиям
Загнуть продольно
Александр Курковский
Загнуть продольно
Зафиксировать край
Александр Курковский
Зафиксировать край
Запустить с высоты
Александр Курковский
Запустить с высоты

2. Летающая рыбка

Возраст 3+.

Что потребуется: ножницы, (цветная) бумага, фломастеры.

Как создать поэтапно:

1. На прямоугольнике 12х1,5 см начертить линии разреза.

2. Разрезать по намеченным линиям с отступом по 1 см с обоих краёв.

3. Свести концы.

4. Пририсовать чешую, плавники, глазки.

5. Подбросить вверх. Для эффекта парящих рыбок можно сделать несколько.

На прямоугольнике 12х1,5 см начертить линии разреза
/ Александр Курковский
На прямоугольнике 12х1,5 см начертить линии разреза
Разрезать по намеченным линиям с отступом по 1 см с обоих краёв
/ Александр Курковский
Разрезать по намеченным линиям с отступом по 1 см с обоих краёв
Свести концы
/ Александр Курковский
Свести концы
Пририсовать чешую, плавники, глазки
/ Александр Курковский
Пририсовать чешую, плавники, глазки
Рыбка готова к полёту!
/ Александр Курковский
Рыбка готова к полёту!

3. Лопоухий кролик

Возраст 3+.

Что потребуется: ножницы, бумага, фломастеры / цветные мелки.

Как создать поэтапно:

1. Вырезать квадрат 10х10 см.

2. Согнуть по диагонали.

3. Согнуть в треугольник.

4. Пририсовать ушки по V-линии. Вырезать по пунктирам.

5. Согнуть по обоим концам.

6. Потянуть за хвост, чтобы кролик захлопал ушками.

Вырезать квадрат 10х10 см
/ Александр Курковский
Вырезать квадрат 10х10 см
Согнуть по диагонали
/ Александр Курковский
Согнуть по диагонали
Согнуть в треугольник
/ Александр Курковский
Согнуть в треугольник
Пририсовать ушки по V-линии
/ Александр Курковский
Пририсовать ушки по V-линии
Вырезать по пунктирам
/ Александр Курковский
Вырезать по пунктирам
Согнуть по обоим концам
/ Александр Курковский
Согнуть по обоим концам
Потянуть за хвост, чтобы кролик захлопал ушками
/ Александр Курковский
Потянуть за хвост, чтобы кролик захлопал ушками

4. Коняшка, идущая со склона

Возраст 6+.

Что потребуется: ножницы, плотная бумага, картон, линейка.

Как создать поэтапно:

1. Вырезать коня по шаблону.

2. Разрезать по пунктирным линиям и согнуть по сплошным.

3. Слегка закрутить хвост и голову. Ножницами чуть закруглить копытца.

4. Конь готов к забегу.

Шаблон коняшки
Александр Курковский
Шаблон коняшки
Вырезать коня по шаблону
/ Александр Курковский
Вырезать коня по шаблону
Слегка закрутить хвост и голову
/ Александр Курковский
Слегка закрутить хвост и голову
Ножницами чуть закруглить копытца. Конь готов к забегу
/ Александр Курковский
Ножницами чуть закруглить копытца. Конь готов к забегу

Английская пословица гласит: "Можно пригнать коня на водопой, но пить его не заставишь" (англ. You can take the horse to water but you can't make it drink. – Прим. ред.). Наша коняшка при грамотных настройках прибежит на водопой первой.

5. Шустрая черепашка

Возраст 6+.

Что потребуется: ножницы, плотная бумага, линейка.

Поэтапное создание точно такое же, как у коняшки.

Достаточно подтолкнуть черепашку и убедиться в том, что рептилия способна на резвый забег.

Шаблон черепашки
Фотография сделана на фестивале "Наука 0+ 2023" / Фото автора
Шаблон черепашки

Важные свойства игрушек из "чистого листа"

Андрей Ерошкин считает, что игрушки из "чистого листа", изначально простые и лишённые заданного образа, развивают фантазию ребёнка, позволяют ему придумывать свои персонажи и сюжеты.

– Важность этих простых забав заключается в том, что ребёнок путём наблюдения, созерцания и экспериментов познаёт мир. В этом вся соль, – уверен руководитель "Игротеки".

Общим преимуществом простых игрушек перед сложными техническими является, по его мнению, доступность для самостоятельного изготовления детьми 5–6 лет – как индивидуально, так и в группе детского сада.

Также, по его словам, игрушка как предмет труда дополнительно мотивирует на создание новых предметов и помогает сформировать важные навыки работы с инструментами и материалами.

Любопытно отметить, что интерес к простым игрушкам не ограничивается дошкольным и младшим школьным возрастами. Описание их функционирования с научных точек зрения можно встретить в проектных работах старшеклассников и студентов технических вузов.
Андрей Ерошкин, старший методист Центра технического образования, руководитель "Игротеки" Московского дворца пионеров на Воробьёвых горах

Видео, как летают рыбки, кролик хлопает ушами, а лошадка сбегает со склона, тут: