Кризис середины года: что нужно делать родителям, если ребёнок устал от школы

Именно к началу весны дети больше всего устают от занятий. И это объяснимо, но тревожно: как вернуть сыну или дочери мотивацию?
Кризис середины года: что нужно делать родителям, если ребёнок устал от школы
Copyright (c) 2023 Hananeko_Studio/Shutterstock. No use without permission.
Чем ребёнок младше, тем тяжелее он переносит школьные нагрузки

Устать от школы может любой ребёнок. Это вполне естественно, говорят психологи. Ведь к середине года сил уже практически не осталось, к тому же у детей отсутствует взрослая мотивация для получения знаний.

– Это мы с вами, взрослые, понимаем, насколько школа важна. У нас есть опыт и знание об очевидных выгодах, которые даёт упорная учёба. Но с возрастом мы как будто забываем, что это сложный процесс. Вспомните себя школьником – вряд ли вы скажете, что это была сплошная радость и веселье, это скорее про "скучно, сложно и лишь иногда интересно". А иногда ещё и эмоционально больно, потому что в школьных стенах происходит соприкосновение с социумом, причём не всегда приятное, – говорит психолог, мама двоих детей Тамара Белявская. – Родителям важно иметь это в виду. 

Накричать, пристыдить, сравнить с одноклассником, который не жалуется? Может, напугать эффектно? Например: "не будешь учиться, будешь дворником работать". Так точно не пойдёт, это идеальные варианты, чтобы создать ещё большее напряжение в психике ребёнка, растоптать его самооценку и вызвать отвращение к учебному процессу, говорит эксперт.

– Единственное, что мы можем дать человеку в трудный период, – это поддержка, понимание, объятия и отдых. По сути – это всё что нужно. Впрочем, каждый детский возраст всё же имеет свои особенности, в зависимости от которых родителю надо выстраивать стратегию поведения, – объясняет Тамара Белявская.

Младшие школьники(1–4-й классы)

Проблема: В этом возрасте ребёнок, скорее всего, устаёт, потому что чувствует себя неуспешным, с непривычки у него мало что получается в школе. 

Решение: 

1. Родителям малышей очень важно найти опору для своего ребёнка, определить, что у него получается хотя бы немного, и сделать на этом позитивный акцент. Например, если у него не идёт математика, вместо того чтобы ругать, вспомните о том, как его в последний раз хвалили на биологии.

2. При этом учтите, малыши со слабой нервной системой истощаются быстро. Так что обеспечьте им больше отдыха. Например, разрешите делать уроки не сразу после школы, а хотя бы спустя час после неё. 

3. И ещё обратите внимание на обстановку в семье. Ребёнок спокойно и хорошо учится, когда в семье царят взаимопонимание, забота и поддержка. 

Средняя школа (5–9-й классы)

Проблема: Учащиеся средней школы устают от учёбы, потому что страдают от чрезмерных нагрузок. 

Решение: 

1. Уберите несколько секций из расписания и тем самым снимите лишнее напряжение. Не надо стремиться к тому, чтобы он успевал всё. Согласитесь, вы тоже долго не протянете, если будете работать, ходить на растяжку, шахматы, английский, курсы по IT, ещё начальник на дом будет задавать работу 5 дней подряд. А жить когда? С детьми то же самое. 

2. Узнайте, нет ли у подростка конфликтов с одноклассниками и учителями. Это тоже влияет на его мотивацию и нежелание ходить в школу. 

3. А ещё у ребёнка может быть не сформирована успешность с младших классов (у меня не получается, я не понимаю). Найдите то, что будет поднимать его самооценку. Или отведите к психологу.

4. Не забывайте, что именно на эти классы приходится переходный период – один из самых сложных в жизни каждого человека. В это время дети нередко становятся пассивными. Не переживайте. Это временно. Меньше давления на вашего подростка. Дайте ему чуть больше свободы.

Старшие классы (10–11-й классы)

Проблема: Ваш взрослый ребёнок в этот период может не понимать, для чего ему нужны уроки и учёба. Какой в них смысл и что дальше? 

Решение:

1. Тут будет здорово взять пару сессий с профориентологом. Человек, который поможет ребёнку определиться и ответить на вопросы: "Кем я хочу стать? Что для этого нужно?" и в итоге сделает его спокойнее и увереннее в своих силах.

2. Если у подростка не удовлетворены базовые потребности юношеского возраста (быть отличным от других, иметь физическую активность, стабильность и развитие, быть нужным не только в школе, но и за её пределами), важно обратить на это внимание и удовлетворить их – дать возможность дружить, заниматься в школе, иметь своё хобби.

– Школа – это важно. Но не забывайте, что это сложно. И вместо критики любому человеку важна поддержка: "Как я тебя понимаю, когда я училась в школе, меня тоже раздражал этот предмет, иди обниму. Давай подумаем, как с этим справиться. Я помогу и поддержу". Пожалуй, это самые лучшие фразы, которые можно услышать от любимых мамы и папы, – подводит итог эксперт.