"Мы хотели изобразить портрет современной Мексики и человеческой души"

Мексиканская картина "Стыд" стала лучшим фильмом 46-го ММКФ. Metro поговорило с её автором — режиссёром, сценаристом и преподавателем Мигелем Сальгадо
"Мы хотели изобразить портрет современной Мексики и человеческой души"
ММКФ
Режиссёр Мигель Сальгадо в период съёмок картины "Стыд".

На закрытии 46-го Московского международного кинофестиваля режиссёр мексиканской картины "Стыд" Мигель Сальгадо поднимался на сцену трижды: за вручением приза от российских кинокритиков, "Серебряным Святым Георгием" за лучшую мужскую роль и наградой за лучший фильм смотра — "Золотым Святым Георгием". Обозреватель Metro подкараулила его после торжественной церемонии на выходе из кинотеатра "Россия".

История подростка, которого похитили преступники и заставили убить друга, потрясла всех уже на пресс-показе. Сразу было понятно, что ваш фильм не останется без наград. Как вам пришёл в голову этот кошмарный сюжет?

— Мы ничего не придумали. В Мексике были случаи, очень-очень похожие на нашу историю, когда молодых людей похищали, заставляли бороться друг другом и делали членами организации наёмных убийц. Всё началось с того, что с 2010 года президент Мексики Фелипе Кальдерон объявил войну наркоторговцам, и с этого момента организованные преступные группировки начали особенно целенаправленно тиранить население. В связи с преследованием властями они нуждались в дополнительных рабочих руках и начали вербовать желающих на них работать. Многие попадают в преступный бизнес добровольно: к сожалению, в нашей стране очень высок уровень нищеты и часто молодые люди не видят для себя другого будущего кроме участия в организованной преступности. Одновременно с этим их нередко похищают для работы на наркоторговцев, и показанная в фильме история не единична. Мы опирались на конкретный случай в мексиканском северном штате Тамаулипас, где произошла так называемая "бойня Сан-Фернандо": там были похищены целые грузовики с людьми, которых жестоко убили, а их могилы не были найдены или обнаружены с большим трудом. Выжил только один человек, с которым мне удалось пообщаться, и который, к сожалению, был в очень плохом состоянии и смог очень мало рассказать.

Вы не боялись снимать картину о такой острой проблеме?

— Совсем нет — это реальная ситуация в обществе, о которой всем известно, о которой неоднократно писали и говорили, так что скрывать тут нечего.

Ситуация обострилась почти 15 лет назад — а когда вы решили начать съёмки?

— В целом, если посчитать от замысла, то картину создавали все 15 лет: 10 лет я писал сценарий вместе со своим давним соавтором Альфредо Мендосой, ещё два года ушли на подбор актёров, ещё около двух лет длились съёмки с учётом пандемии плюс два года на постпродакшен. Было много причин, почему картина снималась так долго: много времени заняло исследование этой темы, консультации, разговоры. Но при этом нужно ещё платить по счетам, поэтому приходилось прерываться, делать паузы и возвращаться. Фильм с таким небольшим бюджетом требует огромного планирования.

Небольшой бюджет — это сколько?

— Если прикинуть в долларах, то это намного меньше миллиона. Это очень скромный бюджет для фильма такого масштаба. На такое кино, как наше — некоммерческое, авторское — невероятно сложно найти деньги в Мексике. Но, к счастью, мне очень помог Мексиканский институт кинематографии. Этот фильм — мой режиссёрский полнометражный дебют, который я снял в рамках ежегодной программы дебютов института. В съёмках участвовало целое поколение его студентов и выпускников, очень многие работали бесплатно. Фильм полностью создан силами учащихся и преподавателей — например, оператор-постановщик и художник-постановщик были дебютантами, а вся команда, вплоть до постпродакшена, тоже была с разным уровнем опыта в кино. Все эти элементы сложились воедино и дали нам огромную свободу: мы работали с учениками, коллегами по школе, с которыми мы раньше работали на короткометражках. Они знали, как работаю я, я знал, как они, так что мы все очень хорошо друг друга понимали. 

Мигель Сальгадо получает главный приз на церемонии закрытия 46-го ММКФ.
ММКФ
Мигель Сальгадо получает главный приз на церемонии закрытия 46-го ММКФ.

Вы продолжите сотрудничать с Мексиканским институтом кинематографии?

— Нам с Альфредо уже достаточно много лет и мы сами являемся его преподавателями. Так что, несмотря на то, что это мой полнометражный дебют, профессионализма у нашей команды хватает: у нас есть большой опыт работы съёмок для телевидения, документальных фильмов и короткометражек. Мы очень гордимся, что представляем свой фильм и киношколу здесь, в России, потому что вы наверняка слышали о том, что у нас очень тесные связи со ВГИКом. Мы невероятно горды и счастливы, что находимся здесь.

Ваш фильм снят в копродукции с Катаром — как здесь появилась такая далёкая от Мексики страна?

— Снимать мы начали в 2020 году, но началась пандемия, поэтому съёмки пришлось прервать. А когда нужно было их продолжить, то стоимость производства и постпродакшена взлетела, и нам пришлось искать дополнительные средства. Мы искали деньги везде, где можно и вышли на Институт кино в Дохе, который поддерживает кинематографистов из разных стран. Там на нас обратили внимание и поддержали.

Какую цель вы ставили, рассказывая эту душераздирающую историю? 

— Нашей целью — моей, Альфредо и Франсиско Варгаса, ещё одного нашего соавтора — было изобразить портрет современной Мексики и в то же время передать портрет человеческой души. Конфликт нашего героя в том, что он испытывает огромное чувство вины. Он не намеренно лишил жизни человека, перестал быть человеком и теперь пытается сделать что-то, чтобы снова им стать, пусть даже ценой своей жизни. 

Почему тогда вы выбрали для названия именно слово "стыд", а не "вина", раз он чувствует себя виноватым?

— Название "Стыд" возникло в момент моей сессии с психоаналитиком, и это слово было выбрано, потому что оно связано с примитивной стороной чувства вины — в испанском языке "вина" и "стыд" не одно и то же. Стыд — это часть вины, когда человек ещё не очень осознал то, что он совершил и пытается это как-то переварить, прочувствовать результат своих действий. В нашем герое рождается огромный конфликт, потому что он начинает ненавидеть себя. Чувство вины заставляет нас меняться, делать что-то, а стыд, наоборот, не позволяет сделать. Нам было важно отразить то, с чем герой не может жить, но что он до конца в себе не понял и не прожил. 

Вторая причина, по которой было выбрано название, связана со всей ситуацией в Мексике. Стыд — это то, что нас мучает, с чем мы не можем жить обычной повседневной жизнью. И я думаю, что из-за нашей социальной и политической ситуации мы тоже все должны испытывать стыд.

Режиссёр Мигель Сальгадо (справа) и сценарист Альфредо Мендоса с "Золотым" и "Серебряным Святыми Георгиями".
ММКФ
Режиссёр Мигель Сальгадо (справа) и сценарист Альфредо Мендоса с "Золотым" и "Серебряным Святыми Георгиями".

В фильме есть момент, где ваш герой опять чуть не убил, на этот раз из чувства мести — сына начальника полиции, который связан с преступниками. Зачем вам был нужен такой эпизод?

— Мы не хотели превратить нашу историю в клишированный рассказ о том, как молодой человек становится киллером. Поэтому создали этическую ловушку, дав Педро возможность отомстить, и одновременно хотели спровоцировать зрителя на вопросы себе: а вы, находясь в ситуации Педро, отомстили бы или нет? Он переполняется эмоциями, готов вот-вот совершить второе убийство, но в итоге этого не делает. И именно этот моральный выбор отличает Педро от других героев сюжета: он делает правильный шаг и хотя бы отчасти снова становится человеком.  

Исполнитель главной роли Хуан Рамон Лопес великолепно её играет и абсолютно заслужил свою награду как лучший исполнитель мужской роли на фестивале. Где вы его нашли?

— Это его вторая работа в полнометражном кино, но у него нет профессионального актёрского образования — у него был только потрясающий коуч Фатима Толедо на съёмках его первого фильма в 2017 году "Они возвращаются" (Vuelven, в американском прокате — Tigers Are Not Afraid, прим. ред.). Его родители умерли, когда он был совсем маленьким, он рос с дядями и тётями. После съёмок в картине Vuelven и совсем маленькой роли в фильме Son of Monarchs он много лет не снимался и работал везде, где можно — то на кассе, то в рыбной лавке.

Ещё в процессе написания сценария мы понимали, что нам нужно новое свежее лицо, какой-то неизвестный актёр, и когда Альфредо увидел Хуана Рамона в его первой картине, его просто поразило его лицо, его эмоции. А когда я увидел его живьём, то мы поняли, что это то, что нам нужно — настоящий ребёнок со страдающей душой, которого мы хотим снимать. Правда, сразу решение мы не приняли, потому что я обычно очень долго веду кастинг, смотрю всех возможных актёров. И потом директор по кастингу пустилась на его поиски и уже не могла найти. Мы искали его буквально везде, сбились с ног и в итоге нашли в какой-то далёкой деревне. 

После съёмок в картине "Стыд" он пока не получил новых предложений в кино, поэтому сейчас зарабатывает на жизнь простым рабочим на фабрике. Он будет очень счастлив, когда узнает, что получил награду. Он великий актёр, у него впереди большое будущее. Сейчас ему около 21 года.

Хуан Рамон Лопес в картине "Стыд".
ММКФ
Хуан Рамон Лопес в картине "Стыд".

Почему вы так долго проводите кастинг?

— Я считаю, что кастинг — это наиболее важная часть в кинопроизводстве. Одна моя преподавательница в киношколе говорила, что удачный кастинг — это 70% успеха. Поэтому актёров мы искали почти два года. Я люблю работать одновременно с профессиональными и непрофессиональными актёрами, потому что считаю, что они друг друга дополняют. Поэтому мы долго смотрели как профессионалов, так и не профессионалов, которых я соединил вместе. На съёмках я не так много репетирую, потому что для меня важны не репетиции, а жизненный опыт моих актёров, именно это я ищу на кастинге. 

Что вы знаете о русском кино?

— Его мы изучали в нашей киношколе целый год — Пудовкин, Кулешов, Тарковский, Дзига Вертов. Нам немного сложно даются русские имена, поэтому вспомнить всех мы не можем, но хорошо их знаем и любим.

Как ваше будущее видится вам после получения наград на Московском международном кинофестивале? Может, уже запланировали новый фильм?

— Эти награды — невероятное счастье для всех, кто участвовал в съёмках. Они открывают нам разные двери и мы надеемся, что сможем найти дистрибьюторов, прокатчиков и попасть на другие фестивали. Мы уже показывали нашу картину на фестивале латиноамериканского кино в Хьюстоне и две недели назад — на фестивале латиноамериканского кино в Чикаго. Но при этом нам очень сложно продвигать нашу картину. 

Сейчас я ищу финансирование для своего второго фильма. Он будет про маму и сына, которые встречаются через много лет. Они не виделись, потому что сын нелегально убежал в США, когда был подростком и теперь, 15 лет спустя, он заговаривает с матерью и сообщает ей, что находится в США в тюрьме. Его приговорили к смерти и он хочет увидеть её до того, как его лишат жизни. Так что будет ещё одна драматическая история.

Досье

Мигель Сальгадо получил степень бакалавра социальных коммуникаций в Мексиканском государственном университете UAM-Xochimilco, с отличием окончил факультет кинорежиссуры Centro de Capacitación Cinematográfica AC (CCC). Снял четыре короткометражных художественных фильма: "Куклы Муньекас", "Ожидание", "Время уходить" и "В конце борозды". Является научным сотрудником Национального фонда культуры и искусств (FONCA) и Мексиканского института кино (IMCINE). Картина "Стыд" — его дебют в полнометражном кино.