Появилась экранизация цикла фэнтези-романов отечественной писательницы Веры Камши

Пилотный эпизод вызывает только разочарование
Появилась экранизация цикла фэнтези-романов отечественной писательницы Веры Камши
"КиноПоиск"
Кадр из сериала “Этерна: Часть первая”.

На “Кинопоиске” появился пилотный эпизод фэнтези-сериала по известной серии романов отечественной писательницы Веры Камши. В мире, напоминающем Европу XVII века, рыцарь печального образа Робер Эпине (Павел Крайнов) проигрывает зловещему полководцу Рокэ Алва (Юрий Чурсин). Проходит время, и Робер Эпине “работает” наставником молодого принца в изгнании Альдо Ракана (Анар Халилов), который хочет вернуть себе трон. Metro рассказывает, почему сериал вышел совсем неудачным.    

Проблемы сериала начинаются со вступления. Почти три минуты пресный закадровый голос бесстрастно вещает, пересказывая события из вселенной Камши. Вместо того чтобы раскрыть историю перед нашими глазами, как в начале “Властелина колец”, нам перечисляют названия стран, имена правителей и богов, которые ни о чём не говорят зрителю. То же самое продолжается в первой же сцене сериала. Это битва, в которой мы, по идее, должны болеть за одну сторону и желать поражения другой. Но единственный вопрос, который у нас возникает: “Кто все эти люди, смешавшиеся в кучу с конями?” Мы не знакомы с персонажами и остаёмся безразличными на просмотре сцены, которая задумана как драматическая. Первые десять минут “Этерны” – драматургическая катастрофа. И производственная тоже: реплики во время битвы заглушены громкой музыкой, а голоса не слышны. Российские киноделы, кажется, не в состоянии решить эту вечную проблему со звуком. 

Рокэ Алва (Юрий Чурсин) из сериала “Этерна: Часть первая”.
"КиноПоиск"
Рокэ Алва (Юрий Чурсин) из сериала “Этерна: Часть первая”.

Дальнейшие события сериала начинаются с титра на экране (вместо закадрового голоса): “Спустя пять лет”. Постепенно осознаёшь, что этих раздражающих поясняющих надписей, пожалуй, даже не хватает. Зрителю, не знакомому с книжной серией, невозможно разобраться в происходящем. Запутывается клубок политических интриг, персонажи через слово бомбардируют нас всё новыми именами и названиями. Растёт число упоминаний о загадочных событиях и неведомых артефактах: Шар судеб, Красная звезда, правнуки Кабиоховы, Повелители молний… Как будто мы открыли на середине толстый фолиант со скрупулёзно выписанным фэнтезийным миром, пропустив пару тысячелетий его истории и несколько предыдущих томов.  

Вероятно, это можно было бы вынести, если бы во всё остальное время, когда персонажи не упоминают Повелителей молний и прочие Шары судьбы, звучали бы интересные диалоги. Но они словно сгенерированы искусственным интеллектом, которому скормили всё стереотипное фэнтези “плаща и шпаги” в мире. 

Наши мечты обращаются в прах… Против него бессильно любое войско… Мой единственный путь – это трон…

Поединки – особое лакомство для любителей фэнтези. В сериале они немногочисленны и производят впечатление суровой обязаловки. Большинство схваток “Игры престолов”, на которую так сильно хочет быть похожей “Этерна”, были привязаны к личностям персонажей и судьбам государства. Например, Нед Старк против Джейме Ланнистера: их поединок означал не только противостояние презирающих друг друга знатных родов, связанных давней враждой, и выплеск гордыни обоих персонажей, но и начало грандиозной войны, которая почти погубит всё королевство. Боёвки “Этерны” лишены смысловой нагрузки. Нам просто показывают, как кто-то умеет драться. 

Компьютерная графика настолько слабая, что лучшую делают видеоблогеры для своих роликов на ютьюбе. Правда, игровые сцены выглядят хорошо: интерьеры, костюмы, “живые” локации и световые решения. Хотя картинка кажется довольно красивой, трудно избавиться от впечатления, что мы всё это где-то видели. Вторичностью сквозит изо всех щелей. Сцены в больнице, где Робер Эпине таскает трупы, копируют мощный испанский исторический сериал “Чума”. Сам Робер Эпине выглядит дублёром капитана Алатристе. Вот эти горы на карте срисованы с карты из “Властелина колец”. А вон то голубое платье на красивой белокурой принцессе, только без алмазных подвесок, носила Анна Австрийская в старых добрых “Трёх мушкетёрах”. Мушкетёрская тема тут вообще на коне, от шляп с перьями до авантюрного нарратива, который не становится серьёзнее от пафосных речей и многозначительных лиц. 

Из артистов, помимо старой гвардии (Кирилл Козаков и Вениамин Смехов в ролях хитроумных благородных донов), запоминается в силу своей живости Анар Халилов. Павел Крайнов в основном ходит с задумчивым и печальным видом, хотя делает это довольно убедительно. Юрий Чурсин, увы, изображает карикатурное напыщенное зло. 

Альдо Ракан (Анар Халилов) из сериала “Этерна: Часть первая”.
"КиноПоиск"
Альдо Ракан (Анар Халилов) из сериала “Этерна: Часть первая”.

Консервативные зрители зачастую возмущаются дайверсити-кастом (подбором актёров разных рас, гендеров и физических особенностей) в западных исторических и фэнтези-сериалах. Но по “Этерне” видно, каким плоским и однообразным выглядит мир, в котором живёт лишь белая раса. Кажется, что здесь нет ни жаркого Юга, ни заморских островов, ни знойных живописных тропиков. Одна усреднённая Европа с умеренным климатом, в которую даже не завезли ни одного темнокожего раба. Разумеется, это ещё и патриархальная Европа, в которой женские персонажи нужны только для ношения красивых платьев. В 2022 году такой сексизм сильно бросается в глаза.

Пожалуй, главная проблема “Этерны” (после невыносимого количества информации) – стерильный мир, застрявший в серой зоне. Здесь грызутся за власть, но стараются не запачкать белых манжет в грязи и крови “Игры престолов”. Для светлой эпичности Толкина тут нет ни великой цели, ни великой идеи. Для сумеречного волшебства “Ведьмака” – волшебства. Для экзотичности “Дюны” – экзотики. В эпоху тёмного фэнтези, сложных моральных выборов персонажей, новых главных героев, среди которых немало женщин, “Этерна” выглядит прибежищем дедовской старины. Свечи, костюмы, шпаги звон, как звон бокалов. И ровно одна вещь от “Дюны” – пыль.