В России опубликовали сканы лучших царских и советских школьных учебников

Теперь каждый может окунуться в наследие советской и дореволюционной образовательной школы. Узнали, что в образовании осталось от тех времён
В России опубликовали сканы лучших царских и советских школьных учебников
Oleg Golovnev / Copyright (c) 2012 Oleg Golovnev/Shutterstock. No use without permission.
Практически все современные отечественные педагогические методики берут свои корни из царских времён

Российская академия образования (РАО) накануне опубликовала сканы дореволюционных и советских школьных учебников. Академик РАО Ольга Васильева обратила внимание, что основная задача публикации – дать учителям и учениками возможность выбирать между самыми эффективными и зарекомендовавшими себя методиками.

Между прочим, на ресурсе опубликованы такие пособия, как "Родное слово" К. Д. Ушинского 1904 и 1909 годов издания, учебники русского языка для начальной школы М. Л. Закожурниковой (1980-е годы), учебники географии Н. Н. Баранского (1934 год) и Я. П. Кузнецова (1852 год), учебники литературы В. Я. Стоюнина (1869 год), В. М. Флоринского (1955 год).

Metro опросило преподавателей основных школьных предметов, что в нынешней системе школьного образования имеет вековые и советские корни.

Сергей Шестаков, репетитор по математике, автор проекта "ЕГЭ чемпион":

Сергей Шестаков.
фото из личного архива.
Сергей Шестаков.

Самый лучший подход в обучении – образность, где объясняется на конкретном предметном примере. Тем симпатичен царский учебник по алгебре Андрея Киселёва. Современные учебники по геометрии также похожи на шедевр Киселёва. Сейчас в учебнике алгебры много наукоёмких замудрёных формулировок – в отличие от царских учебников. Современные учебники начали "портиться" с 1931 года, когда появились сложные формулировки.

Леонид Перлов, учитель географии:

Леонид Перлов.
фото из личного архива.
Леонид Перлов.

Всё, что было в дореволюционной системе, зародилось давно и не в России, российская система уходит корнями в прусскую образовательную систему. Её формирование относится  к концу XVII века.  Сейчас, что касается географии, в системе школьного образования нет принципиальных отличий от того, что было в советское время. А в советском образовании, касательно этой дисциплины, определённая преемственность прослеживается очень далеко. Первый советский учебник был написан ещё до революции Сергеем Павловичем Мечем. При царе учебник не пропустили, министру народного просвещения он не понравился, но после революции одобрили. А то, что написано  и издано было в постсоветское время, создавали в основном ещё в СССР.

Вадим Муранов, учитель физики, учитель года – 2009:

Вадим Муранов.
фото из личного архива
Вадим Муранов.

Если говорить о преподавании физики, то из дореволюционных учебников в нынешних школьных пособиях не осталось ничего, потому что кардинально изменилась естественно-научная картина мира. А вот советские учебники до сих пор востребованы, они написаны попонятнее, попроще. В СССР также существовали сборники самодельных экспериментов и опытов из подручных материалов. Сейчас упор сделан на поиск информации в Интернете. Логика изложения в курсе физики изменилась далеко не в лучшую сторону, к примеру, в девятом классе изучалась детально и подробно механика, сейчас она кусками изучается в разных классах, логика пострадала. Можно было бы вернуть советскую программу по физике, она была более удачна.

Людмила  Дудова, председатель координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка:

Людмила Дудова.
фото из личного архива.
Людмила Дудова.

Если говорить о русском языке и литературе, то многие подходы сохранились с дореволюционных времён. Именно тогда была создана установка о формировании грамотной устной и письменной речи. Она перешла в советские учебники. Перешла из царских учебников система в обучении русскому языку: грамматика, орфография, пунктуация. Налицо преемственность в образовании. Отмечаю с большим удовольствием, что дореволюционные учебники не были перегружены теорией, как сегодняшние учебники. 

Дореволюционные учебники формировали грамотного человека, большое внимание  уделялось речевым нормам, был акцент на культурологическом аспекте изучения русского языка, тогда норма языка не применялась так безответственно, как сейчас. Сложнее говорить о преподавании литературы, хотя тут тоже многие подходы и преемственность у современных учебников прослеживается от дореволюционных. В царских учебниках обширнее была представлена классика мировой литературы. С одной стороны, наблюдаем преемственность от дореволюционной педагогической традиции, с другой стороны, нынешняя программа нагружена теоретизацией.