На днях Госдума приняла закон, предусматривающий уголовное наказание за незаконный сбор растений и грибов, занесённых в Красную книгу и охраняемых международными договорами РФ. Помимо тюремного срока нарушителю грозит штраф в размере до миллиона рублей. Уточняется, что за преступление по неосторожности привлекать не будут, а только за действия с преднамеренным умыслом.
– Для регионов, где сбор редких грибов имеет массовый характер, подобные законодательные инициативы актуальны, – сказал Metro специалист кафедры микологии и альгологии биологического факультета МГУ Максим Дьяков. – Яркий пример – Приморье. Там может исчезнуть трутовик лакированный. То же самое можно сказать и про гриб-баран (встречается в Сибири, на Урале), который из-за сбора находится на грани исчезновения. Он плодоносит раз в год, и этот процесс длится две недели. После этого гриб разрушается.
Однако Дьяков отметил, что не понимает, как будет применяться закон и как инспекторы природоохраны станут определять, кто умышленно срезал грибы, а кто – нет. Также он обратил внимание, что в каждом регионе есть свои Красные книги.
– А как быть тем, кто занимается культивацией редких видов? Их же можно выращивать. Эти люди могут попасть под ответственность за продажу подобных грибов. Также такие законы сильно осложняют работу биологам в природоохранных зонах. Чтобы выделить чистую культуру для дальнейшего разведения, нужно срезать экземпляр. Как это сделать, если действует запрет? Пока непонятно, – отметил учёный.
Его коллега, старший преподаватель кафедры биологии и экологии растений, миколог Даменик Кассанелли считает принятие нового закона правильным.
– Если говорить об очень редких грибах, то чаще всего их собирают не для еды, а в лекарственных целях. Например, трутовик лакированный. Он же не зря считается священным грибом в Китае. Там из поколения в поколение передавалось знание о том, что гриб лечит целый ряд опасных болезней. Этот гриб есть и у нас в Краснодарском крае. Его раньше собирали больше как декоративный. Позже люди узнали о целебных свойствах и за ним началась настоящая охота . Если такие темпы сбора продолжатся, то через 3 года на Кавказе гриб исчезнет навсегда. Поэтому меры уголовной ответственности за такой промысел я считаю оправданными.
Миколог отметил, что в Подмосковье тоже произрастает красивый, но несъедобный краснокнижный гриб – саркосома шаровидная. За ним также охотятся любители народной медицины. Внутри содержится так называемое земляное масло, которое, по легенде, дарует вечную молодость.
Если говорить о съедобных краснокнижных грибах, которые собирают, то можно отметить гигантский дождевик или чешучайтку золотистую (растёт и в Московском регионе), заключил Кассанелли.
Адвокат Денис Назаров считает, что поначалу, когда закон только вступит в силу, будут разовые применения наказания и, как правило, с хорошим исходом для того, кто попал под новую статью.
– Что касается беспокойства микологов при разведении, реализации уже выращенных в неволе диких грибов, а также различных научных экспериментов, то они просто заранее будут должны обратиться к органам, которые осуществляют экологический надзор. Учёные просто напишут туда запрос и получат официальное разрешение на свою деятельность, – сказал Назаров.
Думаю, что правоохранители при наказании будут исходить из объёма и количества повреждённых грибов или растений. Если 1 или 2 гриба повреждены, то не думаю, что будет применятся какое-то наказание. В случае со сбором или уничтожением редких грибов в масштабах, которые позволяют злоумышленнику осуществлять торговлю и получать прибыль – тогда это уже точно будет трактоваться как умышленное действие. Денис Назаров