Что делать, если работа стала не в радость, а в тягость?

Каждый желает найти работу, которой он будет страстно увлечён. Но по тем или иным причинам выходит по-другому. И вместо радости и удовольствия от выполняемой работы человек начинает чувствовать скуку и раздражение
Что делать, если работа стала не в радость, а в тягость?
JLco Julia Amaral / Copyright (c) 2022 JLco Julia Amaral/Shutterstock. No use without permission.
Чаще всего работа становится в тягость из-за плохих отношений с коллегами или с руководством. И это можно исправить!

– Для того чтобы из работы в тягость получилась снова работа в радость, каждый может сам выполнить несложный алгоритм из нескольких шагов, – рассказывает Ольга Белей, психолог по работе с подсознанием. – Сначала нужно сесть и записать на листе бумаги все плюсы и минусы того места работы, на котором я работаю, и оценить, я хочу уходить или я хочу остаться на этом месте. Если я хочу уходить, то нужно найти, что меня останавливает и мешает, и это тема для отдельного разговора. А если плюсы перевешивают и я хочу остаться, но всё равно есть ощущение, что мне плохо на работе, с этим можно поработать. 

Первым делом нужно порадоваться своим плюсам на этом месте работы и внимательно посмотреть, а что находится в минусах. Чаще всего там оказываются отношения с коллегами, с руководством или другие межличностные отношения. 

– Например, человек путает рабочие отношения и дружеские и ожидает, что коллектив будет очень дружественный или, наоборот, что коллеги его не будут любить. И если происходит несостыковка ожидания и реальности, человек разочаровывается, – объясняет специалист. – Бывает также, когда коллектив дружелюбный, но человек не готов дружить, и он рассматривает это как излишнюю для себя нагрузку. В этом случае нужно идти навстречу и общаться с коллегами ровно столько, насколько будет комфортно. И если человек не закрывается, то зона комфорта увеличивается, и общение становится более открытым.

В любом случае нужно для себя разделить дружеские и рабочие отношения и не требовать от себя и от коллектива невозможного, добавляет психолог. Важно понимать, что на работе мы работаем, а дружим в рамках рабочих отношений. Поэтому, хоть мы и будем пить с коллегами чай, но рассказывать интимные вещи будем своим близким друзьям. 

ЦИТАТА
Работа в удовольствие замедляет старение, сохраняет активную жизнедеятельность и, как следствие, продлевает жизнь.
— Ольга Белей, психолог

– Часто бывает, что начальница или кто-то из коллег вызывает раздражение или другие бурные эмоции на ровном месте, – продолжает эксперт. – В этот момент нужно осознать, что если реакция слишком сильная, то она не относится к человеку и текущей ситуации. Это что-то личное, что, скорее всего, тянется из детства. И на этого человека вы перенесли проекцию. Одно это осознание уже принесёт облегчение. 

Также работа может не нравиться, если человек относится к ней с позиции "должен". В этом случае психолог рекомендует пересмотреть отношение к работе – на точку зрения "хочу".

– У моей клиентки была ипотека, и её тяготило, что она вынуждена работать, чтобы выплачивать кредит, – рассказывает специалист. – Когда она поменяла установку "я вынуждена работать" на "я хочу работать для того, чтобы у меня была красивая квартира", всё поменялось. У неё появилось больше лёгкости и больше ресурса. А самое главное – она осталась работать на том же самом месте, но получает удовольствие. При этом формально ничего не изменилось – изменилось лишь отношение к работе. Поэтому попробуйте поменять свои "надо" и "должен" по отношению к работе на "хочу" – и посмотрите, что произойдёт. 

Ещё работа может не нравиться, когда у человека заниженная самооценка, поэтому он не берёт на себя ответственность за сложные задачи, боится допустить ошибку и не продвигается по службе. При этом он не может отказать коллегам и выполняет ту работу, которую делать не должен. 

– Поднять самооценку поможет практика аффирмаций или позитивных утверждений, – делится Ольга Белей. – Например, человек не может отказать коллегам в помощи. Тогда нужно придумать позитивную аффирмацию, противоположную по значению. Например, "Я могу сказать нет", "Я умею отказывать", "Ничего страшного не случится, если я скажу нет". Нужно подобрать такие слова, которые будут откликаться – в этом случае будет более глубокая работа. После этого ставим таймер на 5–10 минут и пишем эту установку от руки. Выполняем практику 21 день подряд, чтобы у нас в мозгу появились новые нейронные связи. Вскоре вы увидите, что отказывать станет значительно легче. 

Наконец, чтобы работа приносила радость, нужно найти глубинный смысл, который будет давать эта работа. Для этого, по рекомендации психолога, нужно задать себе вопрос: "Как используется дальше то, что я делаю?" Например, офисный сотрудник работает в строительной компании и занимается, как ему кажется, "перекладыванием бумажек и регистрацией никому ненужных договоров". И если он задумается над ответом на вопрос, то поймёт, что участвует в общем процессе, который даёт людям жильё. Сопричастность к этому пониманию даёт больше смысла для регистрации договоров в общем документообороте и помогает ощущать себя на высоте.