В Москве сохранилось несколько мест, которые "помнят" Андрея Рублёва, и самое главное из них – это Спасо-Андроников монастырь, где иконописец жил и где, судя по всему, находится его могила, точное местоположение которой неизвестно. Сейчас здесь расположен Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Спасский собор XV века на территории монастыря – самый древний каменный собор в Москве и настоящий памятник Андрею Рублёву.
– Строительство каменных храмов было очень дорогим, поэтому возводили их для Московского государства всего раз в пять лет, – рассказывает историк, искусствовед, заведующий сектором экскурсионной и лекционной работы в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Юрий Куракин. – И то обстоятельство, что храм построен в Спасо-Андрониковом монастыре, говорит о том, что, скорее всего, в него были вложены деньги, которые иконописная дружина Андрея Рублёва зарабатывала на великокняжеских и митрополичьих заказах. Я в этом даже не сомневаюсь.
В Спасском соборе на откосах алтарных окон чудом сохранились и фрески, написанные Рублёвым: они были заложены камнем, потом в ХХ веке раскрыты, и в настоящее время считается, что это единственная в Москве фресковая роспись начала XV века, соотносимая с творчеством художника. Но это далеко не всё, что осталось от него в Москве.
– Скорее всего, Рублёв в составе иконописной дружины Спасо-Андроникова монастыря участвовал в росписи Собора Рождества Богородицы в Московском Кремле в 1395 году, – рассказывает Юрий Куракин. – Возможно, он участвовал в 1399 году в росписи Архангельского собора Московского Кремля вместе с Феофаном Греком. Оба храма не сохранились, от них остались только несколько икон, которые сейчас находятся в разных музеях. Затем, в начале XV века, с Феофаном Греком он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля. Сам храм был перестроен, но разные исследователи считают, что его иконостас сохранился, поскольку мог быть перенесён в предел Успенского собора. Согласно технологическим исследованиям, его левая сторона была написана, скорее всего, тем же художником, который написал "Троицу".
Но, пожалуй, самое уникальное и непосредственное присутствие Андрея Рублёва хранит рукописное Евангелие Хитрово конца XIV века, находящееся сегодня в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ). Оно содержит восемь миниатюр: изображения четырёх Евангелистов и их символов – ангела, льва, вола и орла. Все они написаны в Спасо-Андрониковом монастыре.
– Если фрески и иконы, как правило, записывались последующими наслоениями красок, то на книжные миниатюры никаких приписок и наслоений другого красочного слоя никогда не было, – рассказывает заведующая сектором хранения и учёта фондов отдела рукописей РГБ Анна Родионова. – В Евангелии Хитрово сохранились именно "рублёвские" краски на основе натуральных минералов. Всё осталось именно таким, как это написал Рублёв и его сподвижники.
Рукопись реставрировали только один раз, в 1990-х годах: в Реставрационном центре имени Грабаря укрепили краски миниатюр, которые грозили осыпаться.
В библиотеке предпочитают осторожную формулировку, что миниатюры написаны художниками круга Андрея Рублёва, а Юрий Куракин уверен, что часть миниатюр рисовал и он сам:
– Видно, что две миниатюры – это работы греческих мастеров, возможно, это были Феофан Грек и Симеон Чёрный, а пять миниатюр – это, скорее всего, их ученики, среди которых, наиболее вероятно, рукой Андрея Рублёва написан апостол Лука. Мы, конечно, можем говорить об этом со знаком вопроса, но больше сделать это в Москве того времени было некому.
Имя художника пережило века по двум основным причинам. Во-первых, у него была самая большая иконописная дружина в Москве. После Симеона Чёрного он возглавил художественную артель Спасо-Андроникова монастыря, которая расписала несколько храмов не только в Москве: в Саввино-Сторожевском монастыре и в Дмитрове, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор Владимира. Ещё к Рублёву относят запасные иконы Владимирской Богоматери – одна из них находится в Московском Кремле, а вторая – во Владимиро-Суздальском государственном музее, которая недавно экспонировалась на Крымском валу.
– Он был широко известен при жизни, более того, в житии Никона Радонежского (преемника настоятеля Троице-Сергиевой лавры Сергия) есть фраза о том, что Никон «умалиша», то есть умолял Андрея Рублёва и Даниила Чёрного расписать Троицкий собор и написать "Троицу", – рассказывает Юрий Куракин. – У них было очень много заказов и они пользовались огромным авторитетом. Более того, есть свидетельство, что Андрей Рублёв, несмотря на то что был простым монахом, входил в круг так называемых соборных старцев, то есть был очень уважаемым в духовном отношении человеком.
Вторая и самая главная причина, почему имя Рублёва сохранилось по сей день – создание абсолютно оригинального стиля. Фактически отечественное национальное иконописание началось именно с Андрея Рублёва, уверен Юрий Куракин. До него иконописцы работали в византийской традиции с её суровой и экспрессивной манерой, после Рублёва все русские художники ориентируются на его лиричный, одухотворённый и возвышенный стиль.
– Произошёл кардинальный поворот в развитии русского искусства, стиль Рублёва стал доминирующим, – рассказывает Юрий Куракин. – И это удивительно, ведь он был простым монахом, но авторитет его был выше многих церковных деятелей того времени. На вопрос царя Ивана Грозного, как следует писать Святую Троицу, Стоглавый собор 1551 года отвечает: так, "как писали Андрей Рублёв и другие пресловущие (т.е. прославленные) иконописцы".