В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) психолого-педагогическую экспертизу проводят уже 15 лет, рассказывает Metro директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Александр Савенков.
Как происходит процесс экспертизы
Около 50 экспертов МГПУ, по совместительству родителей, наблюдают за игровой практикой детей в домашних условиях, рассказывает профессор. Образцы изделий передаются испытателям – ребятам, от родителей требуется записать видео процесса игры.
Полученная запись изучается: как малыши взаимодействуют с игрушками, какие эмоции испытывают, вызывают ли игрушки интерес. Затем исследователи опрашивают детей и родителей, анализируют полученные данные.
Естественно, выбирать игрушки – право ребенка. Однако воспитание, обучение и развитие детей – забота их родителей. Кроме того, родители покупают игрушки на свои деньги. Поэтому в большинстве случаев выбор всё-таки зависит от них.
Александр Савенков
Какие критерии отбора
Психолого-педагогическую экспертизу проводят не массово, а только по запросам разработчиков или производителей. Специалисты, оценивающие качество материалов игрушки, проверяют её химический состав, оценивают конструктивные особенности, например, чтобы волосы у куклы или лапки у плюшевого мишки крепко держались.
Эксперты МГПУ (педагоги и детские психологи) анализируют игрушки по следующим критериям:
* Соответствие возрасту;
* Культуросообразность (соответствие игрушки базовым ментальным установкам);
* Направленность на когнитивное развитие (интеллект и креативность);
* Направленность на психосоциальное и психофизическое развитие;
* Дидактическая ценность;
* Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
Александр Савенков признаёт, что игрушки разнообразны и не каждая должна отвечать всем параметрам в равной степени.
– Важно отметить, что игрушка не рекомендуется детям, если она провоцирует агрессию; предполагает игровые сюжеты, связанные с насилием и безнравственностью, – подчёркивает профессор. – Если игрушка вызывает у ребёнка проявления жестокости, пренебрежительное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей, то экспертизу она не проходит.
Как Барби проходила испытание
В феврале эксперты МГПУ проводили экспертизу куклы Барби. В ходе исследования выяснилось, что красотка куколка не способствует негативным проявлениям у детей, не провоцирует в них агрессию и не стимулирует жестокость.
– В инструкции к игровому набору подчёркивалась гендерная нейтральность куклы, была прописана возможность смены её пола: кукла могла менять причёску с длинной на короткую, а джинсы – на юбку и туфли, – говорит профессор.
В испытаниях участвовали 13 родителей и 15 девочек и мальчиков – дошкольники и ученики младших классов. Предполагалось, что дети могут сами решать, девочка это или мальчик. Но ребята однозначно идентифицировали куклу как девочку-подростка.
Попытки взрослых предложить детям изменить пол куклы у большинства маленьких испытателей вызывали недоумение: если это девочка, то и трансформация её образа не имеет смысла. А вот мальчиков-испытателей кукла вообще не заинтересовала.
Детям предложили российский аналог Барби – барышню в сарафане и кокошнике. Наряд был похож на костюм крестьянки, с этим образом ни одна современная девочка ассоциировать себя не захотела, соответственно, такая кукла спросом не пользовалась.
– Девочки хотят играть в модные и современно одетые куклы, – считает Александр Савенков.
Читайте также: