Игры по правилам: в России хотят ввести стандарты экспертизы детских игрушек

Роскачество подготовило ГОСТ, согласно которому будет проводиться психолого-педагогическая экспертиза игрушек. В документе определены критерии на предмет причинения вреда здоровью и развитию ребёнка
Игры по правилам: в России хотят ввести стандарты экспертизы детских игрушек
Copyright (c) 2023 DAndreev/Shutterstock.
Ах, какая куколка!

В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) психолого-педагогическую экспертизу проводят уже 15 лет, рассказывает Metro директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Александр Савенков. 

Как происходит процесс экспертизы

Около 50 экспертов МГПУ, по совместительству родителей, наблюдают за игровой практикой детей в домашних условиях, рассказывает профессор. Образцы изделий передаются испытателям – ребятам, от родителей требуется записать видео процесса игры. 

Полученная запись изучается: как малыши взаимодействуют с игрушками, какие эмоции испытывают, вызывают ли игрушки интерес. Затем исследователи опрашивают детей и родителей, анализируют полученные данные. 

Естественно, выбирать игрушки – право ребенка. Однако воспитание, обучение и развитие детей – забота их родителей. Кроме того, родители покупают игрушки на свои деньги. Поэтому в большинстве случаев выбор всё-таки зависит от них.
Александр Савенков

Какие критерии отбора

Психолого-педагогическую экспертизу проводят не массово, а только по запросам разработчиков или производителей. Специалисты, оценивающие качество материалов игрушки, проверяют её химический состав, оценивают конструктивные особенности, например, чтобы волосы у куклы или лапки у плюшевого мишки крепко держались. 

Эксперты МГПУ (педагоги и детские психологи) анализируют игрушки по следующим критериям: 
* Соответствие возрасту; 
* Культуросообразность (соответствие игрушки базовым ментальным установкам);
* Направленность на когнитивное развитие (интеллект и креативность);
* Направленность на психосоциальное и психофизическое развитие;
* Дидактическая ценность;
* Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).

Александр Савенков признаёт, что игрушки разнообразны и не каждая должна отвечать всем параметрам в равной степени. 

– Важно отметить, что игрушка не рекомендуется детям, если она провоцирует агрессию; предполагает игровые сюжеты, связанные с насилием и безнравственностью, – подчёркивает профессор. – Если игрушка вызывает у ребёнка проявления жестокости, пренебрежительное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей, то экспертизу она не проходит. 

цифра
в 1959 году
была выпущена первая кукла Барби

Как Барби проходила испытание

В феврале эксперты МГПУ проводили экспертизу куклы Барби. В ходе исследования выяснилось, что красотка куколка не способствует негативным проявлениям у детей, не провоцирует в них агрессию и не стимулирует жестокость. 

– В инструкции к игровому набору подчёркивалась гендерная нейтральность куклы, была прописана возможность смены её пола: кукла могла менять причёску с длинной на короткую, а джинсы – на юбку и туфли, – говорит профессор. 

В испытаниях участвовали 13 родителей и 15 девочек и мальчиков – дошкольники и ученики младших классов. Предполагалось, что дети могут сами решать, девочка это или мальчик. Но ребята однозначно идентифицировали куклу как девочку-подростка. 

Попытки взрослых предложить детям изменить пол куклы у большинства маленьких испытателей вызывали недоумение: если это девочка, то и трансформация её образа не имеет смысла. А вот мальчиков-испытателей кукла вообще не заинтересовала.

Детям предложили российский аналог Барби – барышню в сарафане и кокошнике. Наряд был похож на костюм крестьянки, с этим образом ни одна современная девочка ассоциировать себя не захотела, соответственно, такая кукла спросом не пользовалась.

– Девочки хотят играть в модные и современно одетые куклы, – считает Александр Савенков. 

Читайте также: