К восприятию абстрактного искусства первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущёва явно не подготовили. И посещение выставки студии "Новая реальность" в Манеже завершилось скандалом. Увиденное так возмутило Никиту Сергеевича, что он перешёл на жаргонную лексику, а слова "дерьмо" и "мазня" были самыми приличными в его критических обзорах. Особенное негодование у лидера СССР вызвало творчество художников Юло Соостера, Владимира Янкилевского и Бориса Жутовского.
– Мы оказались втянуты в грязную, неприятную историю, связанную отнюдь не с искусством, – рассказывает Metro Жутовский. – Это была борьба между молодыми и пожилыми членами Союза художников. А мы случайно попали под раздачу.
История сохранила следующий диалог Жутовского и Хрущёва.
– Что это? – спросил Хрущёв, указывая на работу.
– Это мой автопортрет, – ответил Борис.
– Как же ты, такой красивый молодой человек, мог написать такое говно? На два года на лесозаготовки, – приказал Хрущёв.
Через две недели разнос авангардистов продолжился на встрече руководства СССР с представителями молодёжи.
– Художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб и должны работать для народа, а для кого они работают, если народ их не понимает? – возмущался Хрущёв.
– Государство не вправе требовать ничего ни от кого. Государство должно создавать условия, в которых людям хотелось бы что-то делать, – парирует спустя много лет Борис Жутовский. – Не стоит путать тюрьму и государство, тюремное начальство и государственных служащих. Тюремное начальство заставляет, потому что ты совершил преступление, получил наказание и должен искупить свою вину. А я появляюсь на свет для удовольствия себя, родителей и государства. Почему я кому-то должен?
В декабре 1962 года в газете "Правда" появился разгромный доклад о выставке. Так в СССР началась кампания против формализма и абстракционизма. На два года имена художников занесли в чёрный список выставок. Мы спросили у художника, не считает ли он, что скандал сыграл авангардизму на руку, превратив абстрактное искусство в запретный плод.
– Были люди, кому хотелось работать. Но были и те, кому хотелось общественной реакции. Я принадлежу к первой группе и прошу нас не путать, – ответил Борис Иосифович.
В 1964 году, уже после отставки, Хрущёв повторно посетил Манеж и поговорил с художниками, работы которых он раскритиковал.
– А на свой последний день рождения, так уж получилось, Хрущёв пригласил меня, – говорит Жутовский. – И извинился передо мной и всеми художниками. Важно помнить, что качество искусства не зависит от политических обстоятельств.
4 вопроса об авангарде
Константин Худяков, вице-президент Российской академии художеств рассказал, в чём суть авангарда.
Почему неподготовленного человека абстрактное искусство может вывести из себя?
– Какое образование было у Хрущёва? 3 класса. А как он мог по-другому воспринять такое творчество? Разумеется, возмутиться и назвать всех нехорошими словами. Он абсолютно безграмотный в культуре был человек. Та выставка же была приурочена к юбилею столичного Союза художников. Конечно, он хотел там видеть героев нашего времени, прекрасные работы, посвящённые труду. И вдруг показывают ему «мазню», конечно, он был возмущён!
В чём суть движения "авангард"?
– Авангард изначально – это понятие военное. Это та часть воинов, что идёт впереди. В искусстве это понятие появилось до революции: Кандинский, Малевич и т. д. И пышным цветом авангард расцвёл после революции – тогда художники, ослеплённые тем, что наступила свобода, выступали в передовом отряде пропаганды. Восславляя новую власть, они топтали и хоронили прежние обычаи и традиции. Художники авангарда – это те, кто хочет сказать что-то новое новой пластикой, считая, что предыдущий опыт не годится, чтобы выразить сегодняшнее время. Поэтому им приходилось ломать форму.
Что необходимо сделать, чтобы лучше понимать абстрактное искусство?
– Нужно, желательно с детства, изучать изобразительное искусство во всех его проявлениях: от доисторических времён до авангарда. Чтобы читать книги, нужно сперва выучить буквы. Потом научиться составлять слова, предложения и только затем переходить к текстам. То же самое с изобразительным искусством, это касается всей отрасли.
Творчество авангардистов – это правда "мазня, которую может нарисовать любой ребёнок"?
– Существует такая гипотеза, что все дети при рождении, как только берут в руки карандаш или мелок, все – абсолютно гениальные и великолепные художники. Они видят мир непосредственно, открыто, наивно и совершенно искренне стараются его изобразить. Поэтому я воспринимаю такую оценку только как комплимент. Потом те, кто поумнее, занимаются нормальной профессией, а те, кто поглупее, – остаются художниками.